Несмотря на экономические трудности и девальвационные ожидания прошедшего года, количество автомобилей на дорогах республики значительно возросло. Этот факт подтверждает традиционное ежегодное исследование Белорусской автомобильной ассоциации (БАА). Проведенный анализ рынка и итоги продаж однозначно свидетельствуют о том, что популярность новых легковых моделей среди белорусских граждан достигла небывалых вершин.

Статистика продаж

По данным автомобильной ассоциации «БАА», в 2013 году объем продаж новых легковых и коммерческих автомобилей составил 28 810 единиц и побил рекорд докризисного 2008-го (25 296). По сравнению с 2012 годом продажи выросли на 40%. При этом автомобилей российского автопрома было реализовано на 7% меньше (5 628). А вот продажи импортных авто увеличились на 59% и составили 23 182 единицы.

Динамика по классам

Традиционно, одними из самых быстрорастущих оказались «легковые» классы А0 (21,2%), А (121,3%) и SUV (76,3%). При этом наиболее популярный в Беларуси сегмент А0, куда входит большинство «бюджетников», в ближайшее время может достичь точки насыщения. Тенденция все более очевидна – в 2012 году прирост этого класса составил 128%, в 2012-м – 60,8%, а в 2013-м – всего 21,25%.

Среди коммерческой техники на 10,8% вырос класс легких фургонов CDV (952 единицы). Незначительный прирост в 1,8% наблюдался в сегменте Т5 – 3 862 автомобиля.

Главные драйверы белорусского авторынка в 2013 году:

 — снижение ставки рефинансирования с 30 до 23,5%;
 — увеличение покупательской способности населения: согласно официальным данным Минстата средняя заработная плата выросла с 541 до 683 долларов США;
 — девальвация российского рубля, что позволило многим импортерам снизить цены на автомобили, поставляемые из Российской Федерации;
 — увеличение доли бюджетных легковых моделей из России в общем объеме продаж – с 8,5% в 2011 году до 30% в 2013-м;
 — ужесточение конкуренции на рынке новых автомобилей и, в первую очередь, в бюджетном сегменте.

ТОП-20 автомобильных брендов

Возглавляет общий рейтинг по итогам продаж 2013 года марка Volkswagen с рыночной долей 13,6%, которая вернула себе лидирующую позицию 2011 года. Второе место занял французский Renault (12,4%), обогнавший лидера рынка 2011–2012 годов VAZ (9,4%). Нарастили свои доли Kia (8,4% в 2013 году, 6,5% в 2012-м), Škoda (6,7% против 5%). Также в ТОП-20 вошел и белорусско-китайский проект Geely, опередивший Mercedes-Benz и занявший 18-е место с 407 проданными автомобилями и 1,4% рынка. Думается, что с введением утилизационного налога отечественный производитель еще больше упрочит свои позиции.

Рынок новых легковых машин вырос на 33% (23 991 единица). В данном сегменте лидером стала компания Renault с долей в 13,8% (3 305 автомобилей). Volkswagen расположился на второй позиции с общим количеством продаж в 2 925 единиц (12,2% рынка). При этом прирост немецкого бренда составил 71,5%. Также укрепили свое присутствие на рынке Kia (10%) и Škoda (8%).

ТОП-20 легковых моделей

Первое место в рейтинге самых продаваемых автомобилей занял Volkswagen Polo. С рекордным объемом продаж в 2 029 экземпляров Polo оставил далеко позади своих «одноклассников» Kia Rio (1 322) и Hyundai Accent (899). На втором и третьем местах расположились доступные паркетники от компании Renault – Sandero Stepway (1 434) и Duster (1 375).

Что с фаворитами 2012 года? По всей видимости, звание народного автомобиля окончательно лишился Renault Logan, который вообще не вошел в ТОП-20, – всего 218 реализованных машин. VAZ Priora с первого места в 2012-м опустился на десятое, его соплеменник VAZ Priora – со второго на шестое.

Самые продаваемые модели прошлых лет:

2008 – VW Passat (1 543 экз.)
2009 – Toyota Corolla (1 057 экз.)
2010 – Daewoo Matiz (706 экз.)
2011 – Renault Logan (630 экз.)
2012 – VAZ Priora (1 231 экз.)

ТОП-20 коммерческих моделей

Сегмент новых коммерческих автомобилей в 2013 году прирастал не так активно – всего 3,3%. Общее количество проданных машин – 4 861. Здесь, как и в 2012 году, безоговорочный лидер – GAZ, продавший 1572 автомобиля и владеющий долей в 32,6%. При этом продажи GAZ по сравнению с 2012 годом сократились на 10,7%. На втором месте находится все тот же Volkswagen с 20,5% рынка (988 экземпляров). Далее следуют UAZ (10%), Peugeot (8%) и Ford (7%). Лучшую динамику продаж продемонстрировали такие марки, как Renault (47,8% прироста), Fiat (42%), Ford (35,5%), Volkswagen (12,3%) и UAZ (10,3%).

По распространенному мнению, перспектива автомобильного рынка Республики Беларусь на 2014 год не представляется такой уж пессимистичной. Но в то же время предпосылок для резких скачков в сторону роста также пока не предвидится. Ожидается, что отсутствие доступных программ автокредитования и неизбежное удорожание авто из-за введения утилизационного сбора могут привести к незначительному спаду продаж. Традиционно для последних лет будет расти класс кроссоверов. Прогнозируется также, что в отличие от российских брендов продолжат увеличиваться продажи иномарок. А вообще ситуация в целом будет зависеть от усилий производителей по выводу на рынок новых привлекательных моделей, а также от гибкости отечественных дилеров в плане ценовой политики.