Основной ареал обитания «европейских» шин – это очищенные от снега дороги, слякоть, мокрый холодный асфальт. Но при всем этом их ледовым и снежным характеристикам уделяется немало внимания, потому что даже в районах с мягким климатом зима может преподнести неожиданные сюрпризы. Да и дороги не всегда и не везде чистятся.

В тестовую группу мы отобрали как относительно новые на рынке шины, так и чуть более старые модели, которые мы ранее не тестировали. Главной новинкой данного теста является Nokian WR SUV 3. В качестве основного оппонента им были выбраны шины Dunlop SP WinterSport 3d. Первоначально мы планировали противопоставить финским шинам модель Dunlop поколения 4D, но на момент закупки этих шин не оказалось в нужном количестве. Еще одной новинкой является Matador MP 92 Sibir Snow SUV, поступившие в продажу в начале 2013 года. Также для теста мы раздобыли шины марок Lassa, Kumho и Barum, которые были в наличии, и, по словам многих продавцов, пользуются популярностью у белорусских автолюбителей.


ЛЕД

Как правило, европейские автомобильные СМИ и экспертные организации не подвергают «европейские» шины испытаниям на льду. Но мы выкатили на лед все покрышки. Хотя бы по той причине, что на белорусских дорогах зимой можно найти заледеневшие участки. Так что не будет лишним знать, как поведут себя на льду такие шины. Мы проверили разгонные и тормозные возможности «европейских» шин на самой скользкой зимней поверхности. Тесты управляемости на льду не делали – как правило все эти шины не позволяют безопасно маневрировать по льду со скоростью более 15-20 км/ч.

В итоге, в разгоне и торможении на льду особо выделились Nokian WR SUV 3, которые заметно превзошли своих оппонентов в качестве сцепления. Неплохо вгрызаются в лед покрышки Matador и Dunlop. Lassa, Kumho и, в особенности, Barum оставляют желать лучшего. Впрочем, слишком обвинять их в провале мы не будем.



СНЕГ

Снежные испытания состояли из четырех упражнений: разгон и торможение, поперечное сцепление на снежном кругу и управляемость на снежной трассе. Во всех случаях снег был максимально спрессован – до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -8/-6С°. Разница между лучшим и худшим результатом составила 9%.

Стабильные и хорошие результаты показали покрышки Nokian, Barum и Dunlop. Шины Lassa обеспечивают неплохую тормозную динамику на снегу, но при этом плохо разгоняют автомобиль. Покрышки Matador заметно хуже остальных по характеристике тормозного пути. Шины Dunlop и Nokian заметно выделялись высоким уровнем поперечного сцепления на снежном покрытии и безопасностью управления. В двух упражнениях мы отметили высокий уровень продольного и поперечного сцепления со снегом, точность управления, высокую скорость реакций и нейтральную управляемость с минимальной склонностью к заносам. Средние результаты по скорости прохождения трассы управляемости и уровню поперечного сцепления показали шины Kumho и Barum, при этом мы отметили высокую склонность к резким и продолжительным заносам. На шинах Matador тестовый Tiguan то скользил передней осью, то выставлялся боком. То же самое, но еще более явно выражено наблюдалось на шинах Lassa. Нам не понравились точность управления и в целом посредственный уровень сцепления со снегом.


АСФАЛЬТ

Аквапланирование на снежной шуге (талом снегу) проводилось по такому же методу, что и для «скандинавских» шин. Тут стоит особо выделить шины Kumho, которые по сравнению с остальными «всплывали» на меньшей на 10 км/ч скорости – всего при 41 км/ч. Остальные шины успешно удаляли талый снег из пятна контакта до 50 км/ч. В торможении на мокром асфальте, покрытом 3-миллиметровым слоем воды, все шины выступили неплохо: разница в результатах составила не более 9%. Но лучшими были Nokian, Dunlop и, как это ни странно, Lassa. В торможении на сухом асфальте разброс результатов оказался и того меньше – не более 6%. Минимальный тормозной путь был достигнут на шинах Kumho, немного опередивших Nokian. В целом «европейские» зимние шины останавливают кроссовер на 6-10 метров раньше, чем шины для суровой зимы, что еще раз подстверждает их предназначение для очищенных от снега дорог.

В управляемости на мокром асфальте лучшие времена прохождения трассы показали шины Nokian и Dunlop. Легче всего было контролировать автомобиль на шинах Nokian, которые демонстрировали только легкие сносы передней оси. Покрышки Dunlop скользили чуть дольше, на скоростной дуге проявляли тенденцию к кратковременному соскальзыванию обеими осями. Хороших отзывов заслужили и шины Matador за сбалансированную управляемость. А на шинах Barum кроссовер стремился уйти в занос при прохождении поворотов на высокой скорости. На шинах Lassa и Kumho время прохождения трассы оказалось заметно больше, а управлять Tiguan’ом было сложнее: кроссовер неприятно удивил резкими и глубокими скольжениями передней оси. С шинами Lassa штатная ESP работала беспрерывно, пытаясь предотвращать постоянные заносы и затянутые сносы.

При оценке управляемости на сухом асфальте мы сами сконфигурировали трассу, которая помимо поворотов включала участки с «переставкой» и слаломом. Это помогло оценить зимние шины в экстремальных асфальтовых ситуациях. Легче всего объехать препятствие (на скорости 60 км/ч, без торможения) на шинах Nokian и Dunlop: кроссовер быстро сменяет направление, реагируя на поворот руля, мгновенно стабилизируется на «соседней» полосе и легко возвращается назад. Шины Nokian наделяют кроссовер самой нейтральной и «скучной» управляемостью: трасса проезжается легко, быстро и без ошибок. Шины Dunlop демонстрируют хороший баланс, но наделяют автомобиль склонностью к сносам передней оси. Высокая точность управления и безопасность маневров достигается и на шинах Matador и Barum, но они чуть сильнее склонны к сносам. На шинах Lassa и Kumho объезд препятствия выполняется с трудом: руль приходится вращать на больший угол, машина вяло уходит в сторону. На шинах Kumho в поворотах кроссовер сильно соскальзывает передней осью. А на шинах Lassa при легком сбросе газа в поворотах автомобиль склонен уходить в занос.


СОПРОТИВЛЕНИЕ КАЧЕНИЮ

Оценку сопротивления качению мы делали на специальном стенде с металлическим беговым барабаном. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у шин Nokian, Kumho, Barum и Matador.


ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА


ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

Читайте также: тест зимних шин для кроссоверов сезон 2014/2015. Часть 1. Скандинавские шины