текст:Павел Мурашко
фото:Павел Мурашко

Если к весьма распространенным шинам размерности 205/65 R16 прибавить 10 единиц ширины профиля, то из легковых они превращаются в шины для кроссоверов. Впрочем, производители не просто увеличивают ширину, но и традиционно разрабатывают новый рисунок протектора, принимая во внимание то, что такие шины должны быть более универсальными: гравий и грязь для кроссоверов никто не отменял. Более того, некоторые шины даже имеют маркировку M+S, являясь, по сути, всесезонными.

В нашем тесте было две печки, от которых мы плясали. Во-первых, было интересно испытать продукцию отечественного производителя, которую мы стараемся не обходить стороной. Это шина «Бел-220», которая совсем недавно появилась в линейке Белшины. Во-вторых, Nokian в этом году представила свою новинку – Hakka Blue SUV. Все остальные шины подбирались из недорогих линеек: просто кроссоверные шины для дорог общего пользования – Michelin Latitude Tour HP, Continental 4x4 Contact, Barum Bravuris 4x4 (кстати, единственные в линейке производителя кроссоверные шины), новинка Matador MP 82 Conquerra 2. Не обошли мы вниманием довольно популярную марку Hankook с моделью DynaPro HP, а также Lassa Competus H/L. Среди купленных нами шин модели Barum, Matador, Continental, Hankook и Lassa имеют обозначение M+S. Но сами производители причисляют их к летним шинам, так что хоть какой-то заменой зимним шинам они точно не являются.



АСФАЛЬТОВЫЕ ТЕСТЫ

Несмотря на свое кроссоверное предназначение, собранные нами шины должны в первую очередь обеспечить баланс качеств на асфальтовом покрытии. И начали мы с торможения на мокром асфальте как наименее губительного к покрышкам упражнения. Торможения являются приоритетными испытаниями в наших сравнительных тестах – способность шины обеспечить максимально короткий тормозной в меньшей степени зависит от навыков и умения водителя, а значит, в наибольшей степени влияет на безопасность. Безопасный тормозной путь со скорости 80 км/ч для кроссовера обеспечили шины Nokian, Matador и Michelin. Плохо проявили себя шины Lassa и совсем нам не понравились покрышки «Белшина» и Hankook.

Управляемость на мокрой трассе – тоже один из аспектов безопасности. Мы засекаем чистое время прохождения специальной трассы, а к этому добавляем субъективные оценки пилота. Безопасную и предсказуемую управляемость в поворотах мокрой дороги смогли обеспечить шины Nokian, Matador, Barum и Michelin.



НАДЕЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ НА МОКРОМ АСФАЛЬТЕ



В тесте на аквапланирование лидеры прежние – шины Nokian и Barum, а на третье место неожиданно вышла отечественная «Белшина». Это значит, что довольно «открытый» протектор с обилием канавок хорошо справляется с отводом воды.



СУХОЙ АСФАЛЬТ

В замерах тормозного пути на сухом асфальте ни одна шина не смогла остановить автомобиль менее чем за 40 метров. И все же лучший результат продемонстрировали шины Nokian. На покрышках Barum тестовый VW Tiguan смог остановиться на 2 метра позже. Замкнули протокол результатов «Белшина» и Lassa.

При оценке управляемости на сухом асфальте мы все так же засекаем лучшее время прохождения трассы и делимся субъективными оценками пилота. Лучшее время показали шины Nokian, но проще всего управлять автомобилем на грани сцепных свойств можно было на комплекте шин Barum, а также Michelin.




НАДЕЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ НА СУХОМ АСФАЛЬТЕ





ГРАВИЙ

Насколько бы асфальтовыми не были покрышки для кроссовера, но наверняка они хоть иногда покидают наезженные дороги. Так что мы решили провести испытание на гравийном покрытии. К сожалению, полигон в Финляндии, где мы испытывали шины, не имеет специальной гравийной трассы, на которой можно было бы воспроизвести повторяемость результатов. И все таки нам удалось отыскать гравийный участок дороги, на которой мы провели кое-какие замеры. И хоть разница в результатах оказалась невелика, это позволило сделать определенные заключения. Оказалось, что VW Tiguan увереннее всего разгоняется на гравии на отечественной «Белшине» и тормозит тоже хорошо. Удивил дисбаланс качеств шин Lassa: хорошее сцепление при разгоне, но при этом самый длинный тормозной путь.





ШУМ И КОМФОРТ

Эти показатели группа испытателей оценивает субъективно, на основании информации от собственных ушей и вестибулярного аппарата. В тесте оценивается шум и плавность хода на скоростях 60 и 90 км/ч. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале. В целом все шины в этом тесте оказались довольно комфортными. Но стоит прокомментировать одинаковые оценки, которые получили шины Nokian Hakka Blue SUV и «Белшина Бел-220». Финская покрышка тихая, но имеет самый жесткий и хлесткий ход по всем неровностям. Шина отечественного производителя, наоборот, довольно мягко катит по любым неровностям, но издает ощутимый и малоприятный гул на ровной дороге.





ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА



ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА


* отмечен на боковине (Treadwear)
** в рознице на 12.03.2015