Ввозные таможенные пошлины на новые и подержанные машины в Казахстане после вступления страны в ВТО будут ниже, чем в Беларуси. Из-за этого, по мнению некоторых экспертов, может повториться автомобильный бум. Также у белорусских дилеров появилась причина жаловаться не только на российских автодилеров, которые в буквальном смысле отобрали у белорусов по меньшей мере половину авторынка.

На министерской встрече в Найроби в середине этого месяца Казахстан будет официально провозглашен членом ВТО – впрочем, это только формальность, поскольку размеры пошлин уже давно известны. На легковые автомобили ставки начнут снижаться поэтапно, начиная с 2016 года – в начале будет 5-10%, после этого еще четыре года по одному проценту в год. На данный момент в стране ставка на импортные легковые автомобили равняется 25%, однако в начале следующего года она будет равняться уже 20%. После этого она постепенно снизится до 15%.

При этом Казахстан имеет преимущества в виде более низкой ставки таможенной пошлины, НДС всего лишь в 13% (в то время как в Беларуси он равняется 20%), отсутствия утилизационного сбора, более дешевого кредита. Есть у страны и кое-какие другие преимущества нормативного и рыночного плана. Если все это сложить, то получится 10-15% преимущества в плане цены по сравнению с белорусским рынком.

Особенно заметят разницу покупатели дорогих автомобилей – теперь они еще сильнее будут задумываться, покупать машину в Москве, Астане или Минске. Стоит отметить, что касается это только новых автомобилей, выпущенных за пределами ВТО.


О подержанных автомобилях

Все это, впрочем, может затронуть не только новые, но и подержанные иномарки. Связано это с тем, что после увеличения ввозных пошлин в Беларуси в 2011 году стало выгоднее завозить малолитражные машины возрастом до пяти лет и объемом двигателя 1-1,5 тысяч кубических сантиметров. В Европе за такой автомобиль просят в среднем пять тысяч евро. С нового года установка казахских номеров на такой автомобиль будет обходиться в 20% таможенной стоимости, то есть примерно в тысячу евро. А в Беларуси таможенная очистка такого же авто обойдется в 1,7-2,6 тысяч евро – то есть 1,7 евро за кубический сантиметр объема двигателя.


Незавидное положение Беларуси в гонке пошлин

Разные эксперты считают, что политика Беларуси должна соответствовать экономическим реалиям, складывающимся в отношениях стран, состоящих в ЕАЭС. Тем не менее, каждый из экспертов оценивает последствия от изменения пошлин в Казахстане для нашей страны по-разному. Независимый эксперт Дмитрий Перлин считает, что в целом каждый из членов экономического союза придерживается своих интересов. Он отметил, что Беларусь наиболее последовательно соблюдает нормы ЕАЭС, из-за чего сильно проигрывает на всех рынках.

Перлин не считает, что из-за каких-то телодвижений Казахстана начнется оживление на белорусском рынке – связано это с разными предпочтениями водителей в Беларуси и Казахстане, а также с фактором логистики. Он отметил, что заново экспортировать в Беларусь подержанные европейские машины не нужно. При этом автомобиль, на котором уже ездили в Казахстане, скорее всего, не заинтересует белоруса.

Наконец, Перлин отметил, что за счет поставок авто из России ранее наблюдавшийся в Беларуси отложенный спрос на новые иномарки уже реализован. В следующем году новых таких всплесков спроса не предвидится.


Защиты белорусскому рынку!

По мнению председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Вариводы игроки автомобильного рынка не ощущают работы госрегулятора и далеко не всегда осознают тонкость политики. БАА заявляет, что именно за счет продаж автомобилей белорусам российскими дилерами был обеспечен наблюдавшийся в последние два года рост парка новых машин. Варивода отметил, что по итогам 10 месяцев 2015 года примерно 45% новых машин в Беларуси были куплены в России. Таким образом, национальная розничная торговля не получила до четырех триллионов рублей (700 миллиардов в этой сумме – НДС).

Варивода считает, что все это ведет к дополнительному оттоку валюты – ведь в иностранной валюте официальный дилер платит только цену завода, а также оплачивает доставку до границы. А вот те, кто везет себе автомобиль из России, вывозят сумму в валюте целиком, из-за чего валютные потери возрастают на треть. Варивода уверен, что пониженные пошлины на машины в Казахстане только усугубят положение официальных белорусских дилеров.

При этом Варивода напомнил, что Казахстан обещал исключить переток товаров, введенных в обращение через страну по более низким пошлинам. Но это, по мнению Вариводы, очень сомнительное преимущество: вряд ли белорусу откажут в продаже автомобиля из салона. Поэтому белорусский рынок придется защищать все-таки белорусским властям, которые пока не особо озабочены данной проблемой. «Это может быть доплата таможенного тарифа, или специальный сбор при регистрации ТС, если оно приобретено у резидента РК», - считает председатель правления БАА.

Он также добавил, что неорганизованный ввоз автомобилей в Беларусь из России и в перспективе из Казахстана нужно остановить. При этом проблема может только обостриться на фоне строительства в Беларуси завода промышленной сборки машин «Джили», которых собираются выпускать 60 тысяч в год. При этом в проект хотят инвестировать сотни миллионов долларов.

Сергей Варивода считает, что вполне вероятна стагнация белорусского автомобильного рынка. Эксперт считает, что рост в позапрошлом и прошлом году связан с резким пятикратным снижением ввоза подержанных иномарок. Теперь же нас ждет снижение продаж, поскольку пик уже пройден, считает Варивода. «Фундаментальных основ для роста мы не наблюдаем, зарплаты, скорее всего, не будут расти, а обещанные на конец года процентные ставки по кредитам в размере 24-25% фактически являются запретительными», - подвел итоги эксперт.