текст:Дмитрий Гайдукевич
фото:из открытых источников
источник:mail.ru

По итогам 2015 года исчезли уже более 60 моделей, а на самом деле их гораздо больше – некоторые автомобили формально остаются на рынке, но фактически дилеры молят богов, чтобы хоть кто-то раскупил остатки на складах.


                                         СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО АВТОРЫНКА ПО СЕГМЕНТАМ


РОССИЯ НЕ ЕВРОПА


Помните идею Юрия Лужкова пересадить москвичей на маленькие машинки для уменьшения пробок – обладателям «карапузов» даже выдавали топливные карточки на 24 тысячи рублей. Однако в кризис покупатели решили – баловство это все. Обидели малышей и всевозможные Hyundai Solaris, Renault Logan и прочие – они стоят не намного дороже, но при этом просторнее. А ведь есть еще «Лады»! В итоге сегмент «А» всего за год фактически умер – по данным компании «Автостат-Инфо», падение спроса почти на 80%. По большому счету сейчас в России осталось всего три (!) городских малыша: Ravon Matiz (и его более современная версия R2), Kia Picanto и дорогущий, но стильный Smart.

Российский клиент еще не готов воспринимать автомобили класса «А». Доля этого сегмента чрезвычайно мала, и никаких предпосылок для его развития в обозримом будущем нет.
Любомир Найман, глава марки Skoda в России.

Умирают модели и на противоположном краю – выбора среди больших семейных минивэнов нет. Ушли даже Ford Galaxy и S-MAX, которые когда-то тут лидировали. Проблемы и с SsangYong Stavic – последняя марка формально хоть и присутствует на рынке, но машины не завозятся. Мало того, российский рынок дружно покинули и 7-местные компактные однообъемники: Volkswagen Touran, Chevrolet Orlando, Toyota Verso, Opel Zafira.

Формально Nissan Tiida присутствует в гамме «Ниссана». Но, по слухам, сборка машин приостановлена. Кстати ушла и Teana.

И что прикажете делать людям с большой семьей? Вариантов немного: либо бюджетные Lada Largus с газовским «Соболем», либо дорогущие Toyota Alphard и Chrysler Grand Voyager ценой в 3 млн рублей. Если хочется что-то посерединке, то, пожалуй, это лишь Citroen Grand C4 Picasso (от 1,4 млн). Как вариант – коммерческие модели типа Volkswagen Transporter или Citroen Jumpy Multispace, но и они недешевы.

Мы наблюдаем перераспределение спроса от минивэнов в пользу сегмента SUV. А с уходом GM из России рассчитывать на значимые объемы продаж в данном классе не приходится.
Илья Никоноров, директор по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус».

Агонизирует сегмент спортивных, или «прогулочных», машин. И если Jaguar или Rolls-Royce никуда не делись, то класс «недорого, но красиво» напрочь пропал. С рынка сбежали такие модели, как Opel GTC, Peugeot 308 CC и RCZ, нет Subaru BRZ и Volkswagen Scirocco, а Mazda MX-5 нового поколения до России так и не добралась. Как и многие другие относительно доступные спортивные купе и кабриолеты. В итоге в этом сегменте сейчас лидируют... корейцы. Ведь лишь Kia предлагает недорогое авто с привкусом «спорта» (речь о модели pro_cee'd). Ну а если хочется кабриолет, то самый доступный – это Audi A3 за... 1 млн 725 тыс. рублей.


                                                      КАКОЙ СЕГМЕНТ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОТЕРЯЛ


ЛОВУШКА «С»


Сегмент автомобилей класса «С», конечно, не умер. Но средний класс испугался курса доллара и предпочитает покупать модели «В+» типа Kia Rio или Skoda Rapid (которые не настолько меньше, насколько дешевле) или уже доплатить и взять более практичный кроссовер. А чего вы еще хотите, когда сейчас приличный седан или хэтчбек класса «С» стоит миллион и больше? И класс «С» оказался в странной ситуации: цены импортируемых машин высокие, конкуренция – бешеная, прибыли – никакой. Вот и покидают российский рынок Toyota Auris, Mitsubishi Lancer, Mazda 3 (формально присутствует, но поставки сильно ограничены).

В 2016 году мы продолжим наблюдать спад в сегменте автомобилей С-класса. Смещение спроса идет в сторону более бюджетных моделей В-класса. На примере нашего модельного ряда это отчетливо видно по изменению статуса лидера продаж: на место, которое традиционно занимала Octavia, вышел Rapid.
Любомир Найман, глава марки Skoda в России.

На большой кроссовер Edge у Ford были большие надежды, его даже начали выпускать в Елабуге. Но модель не пошла, и ее производство свернули. Новый Edge до нас так и не доехал.

И в эту ловушку «С» уже угодил концерн PSA Peugeot Citroen – французы решили сделать ставку на просторный и комфортный седан (Peugeot 408/Citroen C4). И промахнулись. А другие машины концерна не заставили быстрее биться сердца россиян: приличных народных моделей класса «В+» не оказалось (C-Elysee и 301 провалились), а с современными кроссоверами у французов проблемы (4008 и С4 Aircross представляют собой Mitsubishi ASX с другой «мордочкой» – кстати, сам ASX уже покинул российский рынок). В итоге результат французов печальный – минус 72-73% по итогам 2015 года. Но они полны оптимизма.

Сitroen и DS не уходят из России, а, напротив, собираются усилить своё присутствие.
Александр Мигаль, управляющий директор Citroen и DS в России.

Правда, большой DS5 уже покинул рынок. Но DS3 и DS4 должны остаться, несмотря ни на что. Это вопрос стратегический – если уж французы решили делать DS независимой маркой, то она должна быть на всех рынках.


БЕГУТ ЦЕЛЫМИ СТАДАМИ


Официально в 2015 году российский рынок покинула только одна марка – Opel (Daewoo переименована в Ravon). «Почти ушла» и Chevrolet, которая решила оставить на рынке только дорогущие Tahoe, Camaro и Corvette. Хотя всем понятно, что дилеры выживать будут лишь благодаря Chevrolet Niva.

GM ушла не из России, а из массового сегмента российского автомобильного рынка, перераспределив усилия в пользу премиального. Все силы в России компания сосредоточила на продвижении Cadillac в соответствии со стратегией его развития как глобального премиального бренда. Завод в Санкт-Петербурге не продан, не вывезен, а законсервирован до лучших времен.
Сергей Лепнухов, директор по связям с общественностью «Джи Эм Россия»

«29 января 2016 года с конвейера сошел последний Land Rover Defender в том облике, в котором мы привыкли его видеть на протяжении последних 68 лет. Но мы с большим энтузиазмом смотрим вперед. Компания уже подтвердила намерение развивать семью Defender в будущем», – рассказала нам Елена Кравец, директор по маркетингу и продукту Jaguar Land Rover Россия.

Некоторые компании если не покинули рынок де-юре, но де-факто это сделали. Так, поставки SsangYong были прекращены еще год назад, а дилеры, кажется, закончили продажу остатков. Что будет дальше – большой вопрос.

Нет и Great Wall – вместо него китайцы вывели на рынок «премиальную» марку Haval. Но россияне не хотят в кризис покупать китайский премиум – в прошлом году продано меньше 200 машин. Поэтому Haval имеет все шансы повторить судьбу тайваньской марки Luxgen.

Mitsubishi ASX – одна из главных потерь прошлого года (не считая, конечно, Opel и большинства Chevrolet). В прошлом году было продано почти 8 тысяч ASX, но... Но выпуск этой модели на заводе в США остановлен. Можно, конечно, завозить ASX из Японии, но тогда они будут дороже Outlander. А торговать так сильно «в минус» японцы не хотят.

Honda осталась на рынке, хотя ее дилерам не позавидуешь – они фактически брошены. Honda, конечно, продолжает их поддерживать «маневром», но огня нет. Ведь в прошлом году японцы перешли на странную схему – дилеры должны сами выкупать автомобили у производителя, и уже затем искать клиентов (либо, получать с последних предоплату и заставлять ждать несколько месяцев). Да и сам модельный ряд Honda в России выглядит уж больно куцо – ушли Accord и Civic, распродажа Crosstour заканчивается. Вот и выживает дилер, продавая фактически только один CR-V, который с автоматом стоит от 1 659 900 руб. (обещают еще большой Pilot).

В зону риска при текущих экономических условиях попадают те бренды, у которых нет локального производства.
Илья Никоноров, директор по маркетингу и связям с общественностью компании «ММС Рус».


ЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛИ

Mazda так и не решилась начать продажу кроссовера CX-3, на который в свое время было так много надежд. А все очень просто – импортируемый CX-3 стоил бы столько же (если не дороже), как и собираемый в России CX-5. Нет и маленького кроссовера Renault Captur, который пользуется в Европе огромным спросом. Honda HR-V – еще один компактный кроссовер – тоже до нас не добрался.

Рынок пикапов тоже страдает. Ушли: Ford Ranger, уже устаревшие Nissan Navara и NP300, закончились SsangYong Actyon Sport и Great Wall. По сути, остались лишь дешевые УАЗ и пикап на базе «Нивы», а также дорогие Mitsubishi L200, Toyota Hilux и Volkswagen Amarok. Причем последний сильно проигрывает по продажам.

Не увидели мы и когда-то очень популярную Skoda Fabia – одну из лучших, между прочим, машин в сегменте «В». Не завозят больше и всевозможные нишевые модели вроде Volkswagen Passat Alltrack. Ну а почему нет новых автомобильчиков класса «А» и однообъемников, понятно.

Помимо экономической ситуации, успеху нишевых моделей препятствуют новые требования по адаптации для российского рынка. С появлением системы «ЭРА-ГЛОНАСС» возросла необходимость привлечения серьезных инженерных ресурсов для адаптации автомобилей. К этим затратам необходимо прибавить расходы на дополнительные дорогостоящие тесты, связанные с омологацией/сертификацией. Компенсировать эти расходы при малых объемах продаж моделей сложно.
Наталья Астафьева, ведущий специалист по связям с общественностью бренда Toyota.

Гибриды и электрокары? Мы вас умоляем! Сейчас не то время, чтобы проводить такие эксперименты. Надо нащупать дно. Причем главное, чтобы снизу не постучали.

P.S. Что же нас ждет в 2016? Количество предложений будет сокращаться – могут уйти еще 30-50 моделей. Однако переживать сильно не стоит, ведь все ключевые игроки останутся. Цены будут расти, но борьба за покупателей (а их все меньше и меньше) станет гораздо острее.