Новый турбомотор Geely, всё что о нём нужно знать
Текст: Андрей Казакевич
Фото: из открытых источников и автора

В конце февраля руководство компании Geely собрало в Москве большую конференцию, посвященную инновационному турбодвигателю JLE-4G18TD. Мы изучили все, что говорилось и писалось об агрегате, и выбрали самое главное.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений для компании Geely стала разработка собственных турбированных двигателей внутреннего сгорания. Несмотря на европейский ажиотаж вокруг альтернативных источников энергии и электрокаров, китайцы приводят статистику, которая говорит о росте продаж автомобилей с турбокомпрессорами. По расчётам аналитиков Geely, к 2021 году доля автомобилей с турбированными моторами вырастет на 16% в Китае, на 14% в Корее, на 11% в Северной Америке и на 9% в Японии. К 2010 году мировой объем продаж автомобилей с турбодвигателями достигнет 50,2 млн автомобилей.


А НОВЫЙ ЛИ ЭТО ДВИГАТЕЛЬ?

Журналисты из Беларуси постоянно опережают российских коллег в информации о Geely. И это понятно – тут расположен завод «БелДжи», где выпускают автомобили этой марки. И здесь Atlas с турбомотором появился немногим раньше. Еще недавно коллеги из av.by огорошили новостью. Никакой, мол, это не новый мотор, заявили они, сославшись на эксперта – технического директора компании «Идея Консалт» и замдиректора Центра контраварийной подготовки Дмитрия Перлина. Тот заявил, что этот же двигатель, только другой форсировки (на 163 л.с.), ранее устанавливали на бизнес-седанах Emgrand GT. И некоторые из агрегатов спокойно отработали уже по 120-130 тысяч км.

«Единственная проблема — замена дефектных датчиков распредвалов по гарантии. Других нареканий вроде повышенного расхода масла или топлива на двигателе этой серии нет. По крайней мере, история эксплуатации и обслуживания тех экземпляров, что были проданы в Беларуси, вполне позитивная», — заявил эксперт.

Однако в Geely называют мотор новым. Вернее – вторым поколением того самого движка с Emgrand GT. Часть его деталей, оказывается, спроектирована и испытана заново. А при разработке проведено 158 компьютерных симуляций различных процессов.

«Двигатель JLE-4G18TD второго поколения на 21 л.с. мощнее своего предшественника, а также развивает крутящий момент на 35 Нм больше, что позволяет существенно увеличить динамику всех моделей Geely, в которые будет устанавливаться новый силовой агрегат. При этом диапазон оборотов, в котором новый двигатель развивает максимальную тягу – от 1500 до 4000 об/мин – существенно шире, чем у двигателя первого поколения, то есть новый двигатель является более эластичным и удобным в повседневной эксплуатации», — заявляют представители Geely.

Выпускной коллектор с интегрированным перепускным клапаном стал двухслойным, что снижает температурные нагрузки. Поршни стали легче на 10%, теперь их юбки покрыты антифрикционным составом.

Ключевые технологии двигателя JLE-4G18TD:
- Прямой впрыск под высоким давлением;
- Турбина, интегрированная с выпускным коллектором;
- Пластинчатый масляный насос с переменной производительностью;
- Клапанный механизм с натриевым наполнителем;
- Пустотелые распределительные валы DVVT;
- Бесшумная цепь нового поколения;
- Поршень с антифрикционным покрытием и колотым шатуном;
- Два торсионных балансированных вала.

Выпускные клапаны так же пустотелые, их полости заполнены жидким натрием, что не только снижает вес агрегата, но и улучшает теплоотдачу до 100% при пиковых нагрузках. Не ново, но все же гидрокомпенсаторы в новой ГБЦ позволят тратить меньше средств на обслуживание агрегата в будущем.


НЕ СЛИШКОМ ЛИ ШУМИТ ТУРБИНА?

Еще одним кардинальным отличием названа шумность работы мотора. В частности, к сравнению предложили седаны Audi A4 и Lexus ES350.

«Благодаря комплексу мер, инженерам удалось снизить шум, слышимый на водительском месте, до 39,5 дБА, что соответствует уровню звукового комфорта премиальных автомобилей немецких и японских брендов», — отметили в компании.

Новый малоинерционный турбокомпрессор носит гордое имя BorgWarner, «мозги» силового агрегата оснащаются 32-битным блоком управления Bosch MED17 и управляют непосредственным впрыском топлива с рабочим давлением 150 бар.


А НАДЕЖНЫ ЛИ КИТАЙСКИЕ ТУРБОМОТОРЫ?

Строго говоря, ответ на этот вопрос мы получим минимум через несколько лет. Но все же испытания двигателя в R&D-центре компании и на специальных тестах дают надежду. По данным Geely, двигатель прошел, например, 1500 часов экстремальных лабораторных стресс-тестов. Его также обкатывали в самых экстремальных климатических условиях Китая – и в пустыне Такла-Макан, и в славящемся своими морозами уезде Мохэ. Инженеры утверждают, что спокойно заводили мотор при температурах до минус 35 градусов.

«Минимальный ресурс двигателей, при котором не происходит поломок и нареканий, это 300 000 км пробега. Однако, нужно понимать, что любой мотор требует своевременного обслуживания и должного ухода. Двигатель обязательно должен проходить ТО в рамках установленного норматива, вовремя должна осуществляться замена смазочного материла и приводных ремней», — сказал первый заместитель гендиректора Geely Чжан Шоухэ.

Еще один момент. Китайский турбомотор – лишь отчасти китайский. В списке ключевых поставщиков компонентов и технических жидкостей — Bosch, Shell, BorgWarner, Pierburg, Mahle, SKF, Valeo, BRUSS, Usui, Schaeffler, Federal Mogul, Yazaki, Dayco и др. мировые бренды.


МОТОР СТАНЕТ ЕЩЕ «ПРОЖОРЛИВЕЕ»?

Да, многие автовладельцы жалуются на «прожорливость» двигателей Geely. Однако новый турбомотор, как утверждают в компании экономичнее, пусть и всего на 1,5%. Это, в частности, обеспечил пластинчатый масляный насос с переменной производительностью.

Понятно, что при повышении мощностных характеристик, необходимо улучшать и смазку двигателя. Поэтому здесь установлен новый лопастной масляный насос переменной производительности. А «башмаки» и натяжители привода ГРМ доработаны с целью уменьшить шумность.


КАК ЕДЕТ ATLAS 1.8 TURBO?

Селектор в «драйв», педаль газа в пол – затишье – прыжок! Вот почему маркетологи Geely сравнивают Atlas с гепардом. Словно зверь, бросаясь на жертву, Атлас срывается с места. И легкое недоумение водителя в соседней полосе, пытающегося беспомощно вас догнать.

Малоинерционный турбокомпрессор позволяет двигателю развивать крутящий момент 175 Нм уже при 1000 об/мин, при этом максимальный крутящий момент 285 Нм достигается в широком диапазоне оборотов: 1500 – 4000 об/мин. Кроме того, новый двигатель предельно эффективен с термодинамической точки зрения, его КПД составляет 36%.

Цены и комплектации Geely Atlas
Тест-драйв Geely Atlas 1.8 Turbo