текст:Константин Болотов
фото:Subaru
источник:Драйв

Прибывшего из Японии менеджера компании Subaru представили просто: вот отец нового Форестера. «На самом деле я отец и мать», — улыбнулся Такуджи Даи. Он впервые оказался в России, прошёл на собственном кроссовере тестовый маршрут от Волгограда до Астрахани и, кажется, был немного шокирован увиденным. Даи-сан будто не ожидал, что его ребёнка у нас встретят такие дороги, такое бездорожье и что Forester со всем этим справится. Впечатления повлекли вывод: «Я понял, у вас есть потребность в турбодизельном Форестере, — признался менеджер. — Будем думать!»

О своём отпрыске Такуджи Даи, как и подобает любящему родителю, слова плохого не скажет. Во всяком случае, на людях. Главное в новом Форестере, по словам Даи-сана, — это спокойствие и уверенность за рулём, удовольствие от вождения и отменный комфорт.

Первая встреча с «четвёртым» Форестером вышла по-семейному тёплой. И дело не в одном лишь присутствии родителя. На свидании с кроссовером собрались родственные души, которые Forester ласково зовут Фориком, а Subaru кличут Субариком. Причём на тест пригласили не только журналистов (многие из них красовались привезённой из дома фирменной символикой Subaru), но и членов форестерского фан-клуба, нечасто такое бывает. В общем, каждый второй присутствующий оказался хозяином той или иной Субы, бывшим или нынешним.

Когда же мы тронулись в путь, стало ясно, что собравшиеся — никакая не семья. В этой почтенной с виду родне до поры прячется драйвовая чертовщинка, и когда она выпрыгивает из табакерки… Один втопил по трассе 180 км/ч, другой рванул наперерез по степи, третий попёр в гору задним ходом, четвёртый оттормозился в пол на яме. Ну какая же это семья? Это самая настоящая семейка!

Рискованные дизайнерские эксперименты Subaru никогда не касались Forester, который был хоть и скучноватой, но довольно гармоничной моделью. Вплоть до четвертого поколения. Но затем художники все же взяли реванш.

Члены клана охотно отвечают на вопросы чужаков. Почему Forester? Ну, раллийные корни, японская надёжность, доступная цена, честный полный привод, неброская лаконичная внешность, неплохое оснащение, итого — универсальная машина на все случаи жизни. И себе позажигать, и для дома для семьи. По меньшей мере, такой разносторонностью могут похвастаться три предыдущих поколения Форестера. Новый хоть и стал всяко лучше, но поводов почесать в затылке даёт не меньше предшественников.

Передний бампер «спортивного дизайна» (на фото) с характерыми «брылями» у противотуманок, как и 18-дюймовые легкосплавные диски, считается признаком двух топовых модификаций, в том числе версии XT с наддувным мотором. Однако он предлагается и в одной средней комплектации 2.0i-S.

У кроссоверов XV и Forester разные отцы. Папой «икс-ви» считается Акихиде Такеучи, менеджер-родитель Импрезы. Однако во многом детишки — близнецы. У них одна и та же платформа, одинаковый интерьер, унификация видна там и сям. При этом позиционируются автомобили как совершенно разные модели с непохожими целевыми клиентами. Среднеразмерный Форик должен видеться загородным вседорожником, стоящим в иерархии Subaru ступенькой выше компактного XV, который представляется паркетником для сити.

Сидишь высоко, глядишь далеко — это про новый Forester. Посадка стала выше, обзор — лучше. В передних дверях появились окошки, а зеркала отодвинули от стоек. Спинка сиденья стала выше, но регулировки поясничного подпора нет, а боковая поддержка так себе. Вместо причудливо изогнутой передней панели — минималистичная прямота, точь-в-точь, как у Subaru XV.

Салон без изысков. Светло, просторно, чисто. Нет ни дороговизны, ни откровенной дешёвки. Воплощение разумной достаточности. Всё необходимое имеется, и в правильных местах. Уживаешься тут легко и быстро. Жаль только, центральная консоль не повёрнута к водителю: главный дисплей засвечивает солнце, и он почти полностью утрачивает читабельность.

Диапазона регулировок передних кресел хватает. Не с лихвой, но вполне.

Сзади можно устроиться не менее удобно, чем спереди, — место найдётся и для длинных ног.

Форик на «механике» российский потребитель не жалует — продажи модификаций «на ручке» составляют 1% от общего объёма. Неудивительно, что на тесте был лишь один автомобиль с шестиступенчатой механической коробкой, попасть за руль которого мало кто стремился. Борьба шла за турбированный Forester XT, и тут у нечленов семейки шансов не было никаких: родственники душили друг друга в объятиях, не подпуская чужаков на пушечный выстрел. Знакомство с фанатским турбо-Форестером само собой отложилось до домашнего теста, а уделом стали две нескромные модификации с мотором 2.5 (171 л.с., 235 Н•м) и бесступенчатой трансмиссией Lineartronic.

В профиль новый Форик нетрудно перепутать со старым. Назовём это сохранением узнаваемости. Но посмотрите: боковые зеркала с передних стоек переехали на двери, тут же появились треугольные окошки. Это немножко улучшило и без того хорошую обзорность. Заметим также, что пороги отныне перекрываются дверьми, остаются чистыми и не пачкают одежду.

«Голова» системы оснащена картами навигации (негоже леснику 21 века разгуливать с бумажными картами! Но интерфейс не очень удобный и ощутимо тормозит, а экран бликует), и на неё же выводится изображение камеры заднего вида.

«Музыка» от Harman/Kardon с восемью динамиками звучит гордо и здорово, хотя сабвуфера нет: его функцию исполняют динамики в дверях. Навигационная система c сенсорным экраном, маленький дисплей наверху, в отличие от главного экрана, читается отлично в любую погоду. На нём отображаются расход, часы, температура снаружи, календарь, данные самодиагностики.

В сравнении с предшественником «четвёртый» Форестер прибавил в длине и высоте по 35 мм, стал шире на 15 мм. Колёсная база удлинилась на 25 мм. Клиренс вырос на 5 мм и достиг 220.

Если топнуть педаль газа, не миндальничая, с места Forester срывается с пробуксовкой. До средних скоростей разгон лихой, на все 2,5 л. Но вот на дальнейшее повышение Форик идёт неохотно. Для обгонов на трассе ускорение чересчур плавное, и от переключений подрулевыми лепестками шума больше, чем толку. Хоть на третью опустись, хоть на вторую — реакции резче не становятся. Похоже, Форестер больше любит не обгонять, а размеренно опережать. Недаром в название вариатора вставлено слово linear: линия разгона не делает острых рывков, предпочитая горизонтальную плоскость. С торможением похожая история, оно ровно нарастает с ходом педали. Такая деликатность в реагировании на раздражители была присуща и предыдущему Форику. Фамильная, можно сказать, черта.

Форик с двумя вариантами ручного режима рычага коробки. Вариант с буквой L – для бездорожья: в этом положении постоянно держится первая передача. Подрулевые лепестки в таком случае не предусмотрены комплектацией. Обычный вариант обозначается буквой M – это имитация вариатором шестиступенчатой «механики», и лепестки тут есть.

Систему стабилизации VDC на Форестере полностью отключить нельзя, но похулиганить всё равно можно.

Другая и сильная сторона означенной выше деликатности — высокий уровень ездового комфорта. Автомобиль, мягко покачиваясь, катится вальяжно. Ему всё равно, что под колёсами: гладкое шоссе или разбитый асфальт. Подвеска по-настоящему комфортная, совсем не жёсткая, всеядная. Subaru Forester не требует подруливаний, он вообще ничего не требует — несётся себе непоколебимо. Причём кроссовер не досаждает своим обитателям лишними звуками — шумоизоляция без оговорок хороша. Расход — 11 л/100 км, если ехать без фанатизма. Если с ним — 12 л.

Система помощи при спуске с горы встроена в X-Mode и включается сама, распознав уклон и то, что водитель бросил газ и тормоз.

Спецы из Subaru утверждают, что система работает даже лучше, чем квалифицированный водитель, потому что человек тормозит правые и левые колёса одинаково, а автоматика работает индивидуально с каждым колесом.

Красавцем новый Форик вряд ли назовёшь. А вот красавой — запросто. Это справедливая оценка внедорожных способностей кроссовера. Фирменный полный привод (при вариаторе дифференциал блокируется гидравлической муфтой), 22 см дорожного просвета и система помощи X-Mode дают возможность показывать при штурме косогоров волнующие фокусы. Ты активируешь «икс-мод» смешно пипкающей кнопкой, подъезжаешь к склону, убираешь ноги с педалей газа и тормоза — и Форик сам аккуратно съезжает вниз, самостоятельно подтормаживая и поддерживая скорость на «брошенной» отметке (но не выше 20 км/ч). Водителю остаётся только рулить и слушать резкие звуки, с которыми X-Mode делает своё дело.

Второй фокус X-Mode показывает на подъёме. Водитель опять же бросает газ и тормоз, а система ловит машину. Впрочем, немного скатиться, примерно на метр, она всё же позволяет. Кстати, угол въезда у Форика равен 25 градусам, съезда — 26.

Вообще говоря, активация X-Mode означает, что системы помощи начинают гораздо плотнее обмениваться между собой информацией, работать быстрее и жёстче в части блокировок. Этой жёсткостью и объясняется скоростное ограничение действия X-Mode на уровне 40 км/ч (при превышении система автоматически выключается). Действительно, если не врубать X-Mode, Форестер всё равно справится и, например, рано или поздно выберется из диагонального вывешивания, но с системой он сделает это быстрее. Так что считать такого помощника исключительно маркетинговой уловкой не стоит.

В отличие от «икс-мода», другая фирменная система — переключатель режимов работы двигателя SI-Drive — практически никак себя не проявила. По идее, водитель кнопками на руле может выбрать либо спортрежим S, чтобы поехать, как говорится, на все деньги, либо переключиться в Intelligent и получить минимальный расход топлива. На деле прочувствовать разницу сложно: с нажатием кнопки раздаётся всё то же смешное «пип», но по ощущениям ничего не меняется. Найти отличия помог бы длительный пробег с анализом чеков с бензоколонки.

Forester обзавёлся электроприводом пятой двери с функцией памяти. Слева от руля имеется кнопка Memory Height. Удерживая её, ты регулируешь высоту подъёма двери, и в следующий раз она поднимется ровно на столько же. Это пригодится, например, в гараже с низким потолком.

Длина багажного отсека — 940 мм, ширина — 1583 (1073 между колёсными арками). Объём увеличился на 55 л и достиг 505, хотя со сложенным рядом сидений свободный объем уменьшился до 1548 л. Незначительная ступенька между разложенными сиденьями и полом багажника предполагает возможность здесь ночлега, но с комфортом некоторых универсалов D класса конечно не сравниться.

Новый кроссовер Subaru Forester готов дать бой соперникам, которых очень много. Против Форика выступают: Nissan X-Trail, Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Honda CR-V, Ford Kuga, Volvo XC60, Mazda CX-5, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan и другие.

Основным конкурентным преимуществом Форестера провозглашён полный привод. Другие достоинства — безопасность, экономичность, оснащение, клиренс.

Новый Forester подорожал во всех ипостасях. Цены стартуют от 1 188 000 рублей. Теперь он позиционируется как D-класс, а место «входного» более компактного кроссовера занимает XV. Но и потребительские качества лесника значительно выросли. Раньше этот скучный как обложка учебника физики автомобиль покупали те, кто знал про его техническую исключительность. Forester стал еще дальше от ноздрей на капоте, глушителей-бубнилок и сине-золотого безумия. Он может понравиться внешне, он не расстроит внутри, он комфортен на асфальте и творит чудеса вне его.

Видео тест-драйв Subaru Forester 2013 (АвтоВести, HD)


Подробную информацию об автомобиле смотрите в нашем АвтоКаталоге