текст:Алексей Смирнов
фото:Драйва и фирмы Toyota
источник:Драйв

Как быстро летит время! Вроде бы совсем недавно она, будучи ещё задорной девчушкой, заражала всех тинейджерским позитивом. Взрослея, она превращалась сначала в симпатичную, но немного закомплексованную девушку, затем в строгую, знающую себе цену барышню. Отправляясь в Барселону на презентацию нового кроссовера Toyota RAV4, я был уверен, что еду на встречу со зрелой дамой. Однако японцы поправили: это не она — он! Да-да, в четвёртом колене с популярным японским кроссовером сотворили то, что в человеческой жизни называется Female to Male: смена физического пола с «Ж» на «М». Я был в трансе!

Кроссовер RAV4 стал третьим автомобилем компании, примерившим на себя новый стайлинг. Это повод говорить о фирменном стиле, который так долго искали японские дизайнеры. Фундамент нового тойотовского лица – фары головного света в стиле Keen Look – «Острый взгляд»!
Согласно статистике, 28% покупателей нового RAV4 – владельцы машин прежних поколений. И большая часть из них – женщины. Они-то и превратили, в общем-то, заурядный кроссовер в бестселлер. Но тех, кто перерос RAV4, ещё больше – 46%! Инерция в рядах японской фирмы очень высока!

Операция прошла без осложнений. Ведь новый RAV4 лишь эволюция конструкции образца 2005 года. Под покрывалом нового фирменного дизайна скрывается знакомая техника. В основе кузова платформа предшественника (удлинённая версия L) с тем же расстоянием между осями — 2660 мм. Подвеска, полноприводная трансмиссия и часть двигателей от него же. А те, что ставятся под капот «равика» впервые, хорошо знакомы по другим моделям концерна. Автомобиль прибавил 205 мм в длину и 30 мм в ширину, благодаря чему багажник теперь вмещает рекордные 547 литров. То есть отныне Toyota RAV4 не переросток класса С+, а полноправный конкурент машинам D-сегмента вроде Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander.

Динамичный дизайн скрадывает возросшие размеры лишь отчасти: корма с широкими мазками задних фонарей выглядит тяжеловато. Несмотря на общую платформу с машиной прошлого поколения, о ней напоминает разве что задняя стойка с характерным треугольным окошком.

Он стал мощнее и экономичнее. Пусть базовый бензиновый двигатель остался прежним (2,0 л, 146 л.с.), зато флагманская «четвёрка» от седана Camry развивает 180 сил. А теперь у RAV4 будет и дизель! Турбоагрегат объёмом 2,2 л (150 л.с.) раньше был прерогативой европейских рынков, и новый кроссовер станет первой российской Тойотой с таким мотором. А ещё новый RAV4 стал ближе к водителю. Японцы модернизировали электроусилитель рулевого управления и подвеску как раз в угоду активным драйверам. На центральной консоли даже появилась кнопка Sport, нажимая которую, вы не только переводите автоматическую коробку передач в «боевой» режим, но и отдаёте команду многодисковой муфте в приводе задних колёс на превентивную 10-процентную блокировку, в случае если датчик, установленный на рулевом валу, распознаёт отклонение от прямого курса.

Часть кнопок явно из прошлого века.

Передняя панель сохранила двухэтажную архитектуру и отделана более качественными материалами. Комбинация приборов, похожая на суфлёрскую будку, выглядит бедно, но вполне информативна.

Расположенный на отлогом приливе блок микроклимата удобен и прост в обращении.

Это смена приоритетов! И возросшие размеры, и появление дизельного мотора, и более драйверский характер — всё это сделано ради одной цели: привлечь за руль RAV4 мужскую аудиторию. Тойотовцы всеми силами стараются смыть со своей наиболее перспективной модели клеймо дамского любимчика, ведь это… ограничивает продажи. Чтобы было понятно: то, что раньше дарили лишь к 8 марта, теперь, по идее, должны покупать и к 23 февраля. Символично и то, что продажи нового RAV4 стартовали как раз в самый мужской день в году.

По удобству посадки водителя новый RAV4 на голову превосходит машину прежнего поколения. Передние кресла с развитой боковой поддержкой и оптимальной длиной подушки. А спинку кресла с увеличенным диапазоном регулировки теперь можно ставить вертикально. Рулевая колонка регулируется в двух направлениях, но ограниченное перемещение по вылету всё же может доставить неудобство.

На заднем ряду места достаточно по всем направлениям, но больше всего радует запас пространства перед коленями. Спинка дивана регулируется в трёх положениях, а потянув за рычаг в основании подушки, её можно сложить одним движением руки.

По прогнозам японцев, доля мужчин-владельцев среди покупателей нового кроссовера вырастет до 65%. В немалой степени этому будет способствовать как раз появление дизельного мотора. Пока ставки на него невысоки: всего 10% от всех продаж, но именно здесь намечается самая высокая концентрация мужской аудитории — 85%. С другими моторами она ниже, но даже переднеприводные кроссоверы, по мнению маркетологов, чаще будут приобретать мужчины — примерно 65%.

Полноразмерное запасное колесо съело 41 литр багажного пространства и повысило погрузочную высоту. В российских RAV4 отсек вмещает 506–1605 литров. В подполье есть две ниши для мелкой поклажи. Сетчатый «гамак» для перевозки особо ценного груза входит в штатную комплектацию всех версий.

Вот только тойотовцы, похоже, забыли, что мужчины, в отличие от женщин, более требовательны. И они непременно нахмурят брови, когда узнают, что после того как в багажник кроссовера уложили полноразмерную запаску, тот сдулся с 547 до 506 литров. А заявленный клиренс 197 мм не соответствует действительности касаемо самой мощной 180-сильной версии: под приёмной трубой, что виднеется из-под днища кроссовера, я намерил всего 170 мм.

RAV4 чисто паркетник! Под приёмной трубой 180-сильной версии — всего 170 мм против заявленных 197 мм. И ситуация двоякая: стальная защита только уменьшит клиренс, а её отсутствие может привести к повреждению детали.

Задняя подвеска ощетинилась торчащими концами стоек стабилизатора, которые могут заякорить автомобиль при съезде с бордюров. В задних колёсных арках появились пластиковые подкрылки, однако шумоизоляции как не было, так и нет.

Моторный отсек защищает от грязи толстый резиновый уплотнитель, проложенный по кромке капота, но ничем не защищённая проводка, идущая к «мозгам» силового агрегата, — решение сомнительное.

Они обязательно похвалят японских инженеров, не поскупившихся на толстые маты моторного отсека, и особую шумопоглощающую плёнку для ветрового стекла. А также на вспененный наполнитель, что залит в пороги и стойки кузова. И всё же в конечном итоге мужчины будут недовольны тем, что шум шин всё равно пробивается в салон, ведь в задних арках, как и прежде, есть участки голого металла. Во время езды по разномастному асфальту звуковой фон то возрастает, то сходит на нет.

Бензиновый двигатель 2.5 от седана Camry отлично подходит и для кроссовера. Он тих, отменно уравновешен и наделяет RAV4 вполне убедительной динамикой: 9,4 с в разгоне от 0 до 100 км/ч. А ещё такой мотор оценят те, кто неравнодушен к звуку «атмосферников». При разгоне «в пол» «четвёрка» заливается такими обертонами, что не хочется отпускать акселератор!

Однако они определённо оценят потенциал самой мощной 180-сильной версии (такие модификации будут предлагаться только с «автоматом» и полным приводом). Этот силовой агрегат подкупает слаженной работой: разгон лёгок, смены ступеней едва заметны, к тому же коробка отслеживает падение скорости, вовремя подтыкая пониженные передачи. И здесь уже уместно говорить об удовольствии вождения. Модернизированный электромотор рулевого усилителя обеспечивает вполне сносной картиной руления. На прямой есть чёткий «ноль», в вираже усилие на руле возрастает. Правда, происходит всё это довольно грубо, можно даже сказать, примитивно, однако и прогресс налицо.

Чем обескуражил новый RAV4, так это потерей привычного комфорта. Мелкие неровности кроссовер проезжает по-европейски собранно. На средних подвеска, уже не стесняясь, передаёт в салон все изъяны дороги, а при попадании в крупные ямы случается мини-взрыв.

Невелики и крены кузова. Японцы поменяли все упругие элементы подвески на более жёсткие, и управляемость кроссовера от этого только выиграла. Но особой радости это не принесло, ведь крайней осталась плавность хода. Причём проигрыш оказался куда заметнее выигрыша! За что любили прежний «равик»? За нейтральный характер, который позволял в числе прочего не особо заботиться, какая дорога под колёсами. А в новом приходится высматривать ямки и объезжать их. Поджатые амортизаторы уже не способны гасить колебания так же умело, как раньше. На ходе сжатия — неприятный тычок в поясницу, а при разгрузке колеса и выборе длины штока ощутим жёсткий удар, каким в своё время отличился и Highlander. Даже на ровных испанских дорогах дело доходит до дискомфорта. Что же будет на наших?

Несмотря на ужесточение упругих элементов подвески, новый RAV4 с бензиновым мотором ведёт себя в поворотах примерно так же, как и прежний: скучно, но ненавязчиво. Однако связь с дорогой стала более прямой благодаря перенастроенному электроусилителю.

У дизельной модификации подвеска настроена тем же образом. Жёстко! К тому же у такой машины передняя ось придавлена лишними тридцатью килограммами. И если у топ-модели снос передней оси при входе в вираж хоть и заметен, но всё же не выходит за рамки приличия, то у дизельной он столь явный, что уже вызывает опаску. Да извилистые дорожки вблизи Барселоны будто созданы для раллийных допов. Поди тут удержись, чтобы не придавить акселератор, но так ведь и статус у RAV4 теперь иной — мужской. А это, по моему мнению, подразумевает и более тонкую настройку шасси. Наконец, у нас полгода зима. Вы готовы приспосабливаться к (простите за каламбур) избыточно недостаточной поворачиваемости своего автомобиля при каждом повороте руля? Я — нет!

Шумно, небыстро, экономично. Так можно охарактеризовать поездку на дизельном RAV4 одним предложением. Потенциальных покупателей таких версий маркетологи Тойоты окрестили «хозяйственниками», намекая, что экономичность у данного типажа перевесит остальные минусы.

И в остальном дизельный «равик» оказался серой мышкой. Разгон умеренный, тяги вроде бы в достатке, однако диапазон, где можно исчерпать все 340 ньютон-пунктов, слишком узок. Может, и хорошо, что такой модификации положен только шестиступенчатый «автомат», — он здорово сглаживает несовершенство турбодизеля. С «механикой» водителю было бы совсем туго. Да и тихоней такой RAV4 не назовёшь. Маты, коими укутан моторный отсек, способны сдержать стрёкот мотора лишь на холостых и средних оборотах. Добавил газу — и децибелы полились в салон. Расход топлива — вот, пожалуй, тот единственный козырь, что выгодно отличает эту модификацию. Машина с турбодизелем на 3–4 литра экономичнее бензиновой топ-модели.

Даже при небольшом переборе скорости дизельный RAV4 скользит в сносе на любом покрытии, включая сухой асфальт. Принудительная блокировка муфты меняет ситуацию на противоположную: момент на задней оси наделяет кроссовер заднеприводными повадками. Однако сама муфта при этом быстро перегревается.

Но если бы я выбирал Тойоту RAV4 себе, остановился бы на версии с базовым 146-сильным бензиновым мотором и «механикой». Самый сбалансированный кроссовер из всех! Подвеска здесь гораздо мягче, чем у других модификаций. По ямкам такой «равик» шлёпает не хуже прежнего, а управляется всё одно лучше. Тут и уводы высокопрофильных шин меньше смазывают точность руления, и скольжения передней оси не мешают. Пусть кузов кренится чуть сильнее, зато связь с управляемыми колёсами прозрачнее и честнее. В результате водитель делает меньше ошибок, меньше напрягается и получает больше удовольствия от езды. Нам того и надо!

В зависимости от двигателя и типа привода для нового RAV4 будет предлагаться три вида коробок передач: для дизельных и 180-сильных бензиновых версий — шестиступенчатая автоматическая (слева), а для двухлитровых кроссоверов — механическая либо вариаторная.

Жаль, двухлитровый моторчик для 1600-килограммового кроссовера всё же слабоват: до 2000 об/мин совсем не едет. При старте с места нетрудно заглушить двигатель даже с учётом очень информативной педали сцепления. А для динамичной езды стрелку тахометра необходимо удерживать ближе к красной зоне. Зато моторчик не спотыкается при езде внатяг, а столь чёткого механизма переключения передач в этом классе автомобилей надо ещё поискать. Однако «механика» у нас не в почёте, вне зависимости от пола владельца, а как поведёт себя такая версия, запряжённая вариатором, осталось тайной. В Испании «равиков» с бесступенчатой трансмиссией не было.

Новый RAV4 предлагается в восьми уровнях комплектаций по цене от 998 000 рублей за переднеприводный кроссовер с «механикой» до 1 543 000 рублей за наиболее оснащённую версию с 180-сильным мотором, «автоматом» и полным приводом.

Но, даже имея на руках не совсем полный объём информации о модели, можно делать выводы: несмотря на усердие по смене пола и технические усовершенствования, японский кроссовер остался тем же заурядным автомобилем для всех и для каждого, что и раньше. Однако если прежний «равик» был покладист и незаметен, как официантка в дорогом ресторане, то новый вроде как с характером. Японцы уточняют: с мужским!

Видео тест-драйв Toyota RAV4 2013 (HD)


Подробную информацию об автомобиле смотрите в нашем АвтоКаталоге