текст:Константин Болотов
фото:производителя
источник:Драйв

У прежних поколений буква А указывала на первый класс начальной школы и немножко намекала на автобус. Теперь А означает атаку. Новый A-Class намерен отхватить 50% компактного премиум-сегмента, и его создатели не испытывают к конкурентам ни капли уважения. «Меня крайне раздражает, что многие мои знакомые ездят на Audi A3 или BMW 1 Series, — признаётся Ева Грайнер, одна из менеджеров проекта A-Class. — Наконец-то нам есть что предложить этой целевой группе».

Новую модель немцы представили прессе в Любляне — столице Словении. Увы, начальной модификации A 180 на тесте не было. Поездить удалось на бензиновой и дизельной версиях A 200, плюс была возможность сделать несколько кругов по аэродрому на топовой вариации A 250 Sport.

Настя хорошо сказала: «Он такой, что прям хочется». Роберту тоже хочется. И мне. Даже нашему… хотя нет, для Михаила, думаю, этот продукт недостаточно гурманский. А хочется потому, что автомобиль воочию видится твоим, будто бы создан он специально для тебя. Вдобавок он кажется доступным, протяни руку и достанешь. Но эй, надо встряхнуться, избавиться от наваждения, иначе так и останешься с протянутой рукой. A-Class — настоящий Mercedes-Benz безо всяких но. Это касается и цены, которая бесспорно шагнёт за миллион.

Наверное, выдавать в материале фото с тестовых стоянок — моветон, но в данном случае, извините, удержаться невозможно. Когда видишь перед собой эти автомобили в таком количестве, центр удовольствий твоего мозга разрывает восторженный крик: «А-А-А»!

Если отбросить эмоции и говорить о нём на языке чисел, те могут выстроиться в невразумительный ряд: 35, 38, 34, 36, 40, 42, 38, 37, 38, 35, 33, 46, 45, 45. И хотя это не метрические единицы, они имеют самое прямое отношение к характеристике нового А-класса. Это возраст ключевых специалистов Даймлера, работавших над проектом. В свои 35-45 лет они создавали прогрессивный компактный автомобиль для таких же людей, как они сами, а стало быть, и для себя. Новый A-Class — смартфон на колёсах, адресованный представителям Поколения Фейсбука, которые always on — всегда на связи.

Когда штутгартцы заявляют, что посредством А-класса компания Mercedes ставит iPhone на четыре колеса, они имеют в виду именно это, буквально. По их словам, такой совершенной интеграцией с айфоном не может похвастать ни одна модель в сегменте. Facebook и Twitter у водителя всегда под рукой благодаря приложению Drive Kit Pus for the iPhone. Телефон можно подключить внутри бардачка или в боксе центрального подлокотника.

С чем тут связь установить непросто, так это с двумя предыдущими поколениями А-класса. Кажется, новая генерация, благо что хищный хэтч, не имеет ничего общего с теми раздувшимися Смартами, которые переворачивались на «лосиных тестах». Но начнёшь разбираться — связь-то есть. Кроме названия и переднего привода она заключается в образцовых технических решениях, традиционном качестве, комфорте… да и только.

Посадка и у предыдущего А-класса была не автобусная, а новый «пал так низко», что предлагает прилечь. Нечасто бывает, что модель при переходе из поколения в поколение становится ниже на 16 сантиметров. В случае с А-классом это произошло. Так, центр тяжести снизился на 40 мм, а сиденье опустилось на 178 мм.

Едва ты оказался в объятьях кресла, как из карманов брюк под сиденье высыпается мелочь. Кромка передней панели маячит почти на уровне глаз — тут глубоко. Пристёгиваешься, и ремень сам резко подтягивается — это A-Class здоровается, жмёт не руку, а всё тело. Встречает как друга или очень хорошего знакомого. Да и ты мгновенно узнаёшь его — ну да, старый добрый Mercedes-Benz. То есть определённо какой-то из них.

Атака ещё не началась — как говорится, «лев готовится к прыжку». Дизайнер экстерьера, 35-летний Марк Фезерстон, избитых сравнений не боится. По его мнению, спереди новый A-Class может напомнить дикую кошку, агрессивную и изящную, — льва или гепарда. Интересно, где Марк видел кошачьих с такой огромной звездой на морде? Вспоминается разве что зверёк из семейства кротовых — звездонос, он же звездорыл!

«Честно говоря, поначалу я и представить себе не мог, что Mercedes решится на такой автомобиль, — признаётся Фезерстон (на фото). — Но совет директоров дал нам, дизайнерам, широченные полномочия. Боссы стремились сделать машину наиболее прогрессивной. Такое не смоделируешь на компьютере — мы лепили А-класс вручную из пластилина».

Mercedes-Benz A-Class — это не только дикие кошки. Дизайнер подсматривал формы в дюнах и зимних пейзажах — ими, очевидно, навеяны выразительные бока автомобиля. Не обошлось и без авиации: «Сверхзвуковой Конкорд — вот пример великого дизайна, чистейшая аэродинамика», — восхищается Фезерстон.

Кстати, Марк в своё время создавал внешность суперспорткара SLS AMG и говорит, что с ним было чуточку проще, чем с А-классом: «В первом случае пропорции продиктованы аэродинамикой, а вот сделать спортивным компакт было вызовом. Зато работалось веселее».

Новоявленный хищник заграницу атакует осенью. Охотники в Европе встретят его в сентябре по ценам от 23 978 до 33 498 евро за базовые комплектации.

«Разработчикам автомобилей не часто даётся шанс начать с чистого листа. Создавая новый А-класс, наши инженеры и дизайнеры использовали эту возможность по максимуму», — говорит глава компании Mercedes-Benz Дитер Цетше.

При внешнем осмотре, чтобы распознать в этом хэтче Мерседес, звезда в носу просто необходима — сзади и в профиль нет однозначных указаний на родителей и родину автомобиля.

Стартовой отметкой для создателей салона стала экстраординарная скульптура Aesthetics No. 2, показанная в Детройте на мотор-шоу 2011 года. Вариантов исполнения интерьера, кажется, девять. Отделка сидений может быть кожаной, тканевой или комбинированной.

Однако ж на руле трёхлучевая могла бы марку машины не подсказывать. Хватает прочих признаков. Вот на двери выложен характерный силуэт кресла из кнопок регулировки сиденья. Вот лопатки зеркал, не слишком красивые и удобные, зато чудо как аэродинамически эффективные. И, конечно, вот оно, общее ощущение качества.

«Если вы сядете в новый А-класс с закрытыми глазами, то, открыв их, вы ни за что не подумаете, что находитесь в автомобиле компактного сегмента», — утверждает 38-летний Ян Кауль (на фото), дизайнер интерьера.

Кауль не скрывает, что, как и коллега Фезерстон, подсматривал за самолётами. Приборная панель должна напоминать профиль крыла, а дефлекторы обдува — турбины. Не зря эти четырёхлучевые кругляши интерьерщик зовёт бриллиантами, подчёркивающими высочайшее качество салона. Они в очень значительной степени отвечают за cool touch effect — удовольствие от прикосновения к материалам.

Пять дефлекторов благодаря электролитическому методу нанесения покрытий воспринимаются как настоящий металл, прохладный и клёвый. Одним словом — cool. Эти штучки хочется погладить вне зависимости от варианта исполнения и его дороговизны.

Кул-тачем прошит кожаный салон, очерчены амбразуры в спинках передних кресел, наполнен трёхспицевый руль с 12 кнопками. Не коробят и недорогие с виду тканевые вставки.

Главные особенности нового А-класса мерседесовцы перечисляют в следующем порядке. На первом месте: эмоциональный, спортивный дизайн. На втором: широкий выбор моторов от 109 до 211 л.с., которые выбрасывают жалкие 98 г/км CO2. В-третьих, полный набор средств безопасности, включая дебютирующую в сегменте систему Pre-Safe и идущего «в базе» помощника для предотвращения столкновений Collision Prevention Assist.

Демонстрация «предотвратителя коллизий» — А-класс атакует B-Class, надувной и волочимый. Система действует на скоростях свыше 30 км/ч. Обнаружив за счёт радаров, камер и датчиков опасность столкновения с автомобилем, движущимся впереди или сзади, Collision Prevention Assist мигает красным значком на панели приборов, пищит и готовит тормозную систему для оптимального замедления и остановки. На практике система показалась малополезной. Врезаться даже в надувной автомобиль практически невозможно — столкновение на подсознательном уровне предотвращает бортовой компьютер в голове водителя.

Основное свойство А-класса № 4 — новый стандарт аэродинамики в гольф-классе с коэффициентом Cx = 0,27. (Это лучший показатель в сегменте, тогда как модификация A 180 CDI BlueEFFICIENCY установила рекорд для хэтчбеков — 0,26.) Наконец, на пятом месте в понимании немцев — оптимальная интеграция автомобиля со смартфоном. Всё! Несомненно, выстраивай этот рейтинг российский потребитель, он в совершенно ином порядке загибал бы другие пальцы.

Расхваливая A-Class, кто-то из немцев поведал о показательном случае в Штутгарте. Будто бы он припарковал новенькую «ашку» у обочины и тут же услышал от некоей дамы необычный комплимент. «Пожалуйста, — взмолилась она, — закройте этот автомобиль на ключ, а то украдут!»

Mercedes-Benz A-Class — на удивление неизменный автомобиль. Несмотря на вариант исполнения (Urban, Style или AMG Sport), независимо от приглянувшегося тебе дизайн-пакета (Night, Exclusive, AMG Exclusive), безотносительно варианта настройки шасси и подвески (комфортный, опционально-спортивный или «от инженеров AMG») и даже мощности мотора — суть, сущность, соль А-класса не меняется. Различия между модификациями отражаются на естестве так же, как фактура отделки или цвет кузова, то есть никак. Ну почти.

Заниженная на 15 мм подвеска, крутые диски на «восемнадцатых» колёсах, спортивный интерьер в пакете AMG Exclusive. Версия A 250 Sport наиболее близка предвестнику нового А-класса — шоу-кару Mercedes Concept A. Главный опознавательный знак этой модификации — «бриллиантовая» фальшрадиаторная решётка.

Разумеется, оттенки и нюансы имеются во всём и всегда. Взять, к примеру, засекреченную до 2013 года гоночную версию A 45 AMG. Эта машина, на которую прессе дали взглянуть краем глаза, отобрав фототехнику и телефоны, обладает точь-в-точь таким же интерьером, как любая другая модификация. Тут остались все красоты и блага: «музыка», «климат», смартфон на колёсах… Всё то же самое, если не брать в расчёт трубчатый каркас безопасности, всякие дизайнерские росчерки по салону и яростный обвес.

В А-классе с «роботом», как во многих других Мерседесах, привычного рычага селектора нет. Этим заведует рычажок под рулём, орудовать которым не шибко удобно во многом из-за того, что его почти не видно.

При ближайшем рассмотрении брильянты даймонд-гриля оказались непримечательными пупырышками из металла, но издалека решётка выглядит просто супер.

Любой A-Class — это благородный, комфортный, чувственный автомобиль. Уравновешенный и ровный, без горячности, гнева в нём нет даже контролируемого — iPhone по определению не может быть своенравным. Хозяин смартфона не управляет аппаратом, а получает от него пользу и удовольствия. В этой связи A-Class мог бы поменять имя на Smartcedes iClass: «Алло, слушаю!» Сочно рычат моторы — для правильного восприятия их породистого рёва мерседесовцы советуют открывать окна. Кроме двигателей в салоне ничего не слышно: передние стойки и зеркала молчат, шины шумят только на крупнозернистом асфальте.

«Робот» 7G-DCT переключает неуловимо и эталонно. Подвеску невозможно упрекнуть ни в жёсткости, ни в мягкости — с ней любые дороги дороги. Тормоза хватают резко и крепко, всё отлично, но ножной рычаг требует аккуратности. В то же время педаль газа очень податливая и лёгкая — поставили бы немцы пружинку потуже. Точный руль безошибочно выставляется на оптимальные углы и поминутной коррекции не требует.

Объём багажника — 341 л. Со сложенными в пропорции 60:40 сиденьями — 1157 л. У основных конкурентов отсеки больше на 10–20 л.

Перечисленное выше справедливо от дизельного A 180 CDI BlueEFFICIENCY до топового A 250 Sport. Впрочем, из единого правила есть исключение — A-Class A 200 (156 л.с., 250 Н•м) на «механике»! Передачи можно перебирать размашисто, ехать жёстко, дёргано, нагло!.. А можно на 60 км/ч воткнуть шестую, и всё.

В названии предшественника, семейного перевозчика, буква A могла означать Autobus. Что ж, путь от этой А пройден непосредственно до самой Я, в том смысле, что автомобиль теперь выражает индивидуальность. Помимо водителя сколько-то удовольствия перепадает переднему пассажиру, но если эти двое отодвинутся от передней панели по максимуму, на второй ряд сидений не то что человек — мышь не проскочит. Тесновато сзади, темновато, из развлечений только cool touch, да и его тут немного.

У нового А-класса интересная и важная миссия первого Мерседеса в жизни. В силу относительной доступности при богатом оснащении он может подсадить человека, чтобы тот перелез через высоченный порог входа в пышный мир под трёхлучевой звездой.

Тем не менее у новой модели есть шанс изменить довлеющее у нас представление о хозяине автомобиля марки Mercedes-Benz. Хорошие юноши и девушки 35-45 лет, честно сделавшие себя сами, оказавшись за рулём нового компакта, будут рвать шаблон исконного нашего мерседесовода — бандита, жулика, вора-чиновника, его женщины и отпрыска. Эти товарищи раздражают, пожалуй, больше, чем ребята на Audi A3 или BMW 1 Series. Атакуй, A-Class, атакуй!

A-Class предлагается с семью моторами, которые, по словам немцев, в среднем на 26% экономичнее предшествующих моделей. Бензиновых три, их мощность 122, 156 и 211 л.с. Это новая «четвёрка» 1.6 серии M 270, оснащённая турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива и механизмом регулировки хода впускных клапанов Camtronic.

Модель с заводским индексом W 176 построена на той же модульной переднеприводной платформе MFA, что и новый B-класс: спереди стойки McPherson, сзади многорычажка. У спортивных модификаций подвеску особым образом настроили инженеры AMG.

Подробную информацию об автомобиле смотрите в нашем АвтоКаталоге