Новые ставки утильсбора в Беларуси 2025

С 10 февраля 2025 года в Беларуси вступили в силу изменения, предусматривающие повышение размера ставок утилизационного сбора для физических и юридических лиц. Новые тарифы существенно изменились для юрлиц, так же изменения коснулись некоторых видов электротранспорта.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь в отношении транспортных средств подлежащих уплате утилизационного сбора по ставкам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь от 28.01.2025 № 50, с 10 февраля 2025 года вступают в силу изменения, предусматривающие повышение размера ставок утилизационного сбора.


ПОЯСНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА

В отношении транспортных средств, указанных в приложении 2 к постановлению Nº437, такие ставки в среднем увеличены в два раза. B отношении транспортных средств категории M1 (которые имеют не более 8 пассажирских мест), оснащенных электродвигателями с различными типами гибридных силовых установок, исключается возможность применения «пониженной ставки».

Транспортные средства категории М1, ввозимые физлицами для личного пользования, в т.ч. оснащенные электродвигателями, облагаются утилизационным сбором по ставкам, предусмотренным подпунктом 1.7 пункта 1 приложения 2 к постановлению Nº437.

При этом в отношении таких авто, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ставка не изменилась и составляет 544,5 рублей. В отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ставка увеличилась немного более, чем на 30%, и составляет 1089 рублей.


СТАВКИ УТИЛЬСБОРА ДЛЯ ФИЗЛИЦ НА АВТО ДО 3-Х ЛЕТ

- С электродвигателями – 544,5 (было 544,5) руб.
- С объемом двигателя не более 1000 см³ – 544,5 (было 544,5) руб.
- Свыше 1000 см³, но не более 2000 см³ – 544,5 (было 544,5) руб.
- Свыше 2000 см³, но не более 3000 см³ – 544,5 (было 544,5) руб.
- Свыше 3000 см³, но не более 3500 см³ – 544,5 (было 544,5) руб.
- Свыше 3500 см³ – 544,5 (было 544,5) руб.

СТАВКИ УТИЛЬСБОРА ДЛЯ ФИЗЛИЦ НА АВТО СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ

- С электродвигателями – 1 089 (было 816,7) руб.
- С объемом двигателя не более 1000 см³ – 1 089 (было 816,7) руб.
- Свыше 1000 см³, но не более 2000 см³ – 1 089 (было 816,7) руб.
- Свыше 2000 см³, но не более 3000 см³ – 1 089 (было 816,7) руб.
- Свыше 3000 см³, но не более 3500 см³ – 1 089 (было 816,7) руб.
- Свыше 3500 см³ – 1 089 (было 816,7) руб.

СТАВКИ УТИЛЬСБОРА ДЛЯ ЮРЛИЦ НА АВТО ДО 3-Х ЛЕТ

- С электродвигателями – 1 148,86 (было 544,5) руб.
- С объемом двигателя не более 1000 см³ – 6 365,57 (было 3 145,69) руб.
- Свыше 1000 см³, но не более 2000 см³ – 23 575,91 (было 11 645,24) руб.
- Свыше 2000 см³, но не более 3000 см³ – 66 248,51 (было 32 727,55) руб.
- Свыше 3000 см³, но не более 3500 см³ – 76 068,86 (было 37 577,8) руб.
- Свыше 3500 см³ – 96 868,22 (было 47 851,65) руб.

СТАВКИ УТИЛЬСБОРА ДЛЯ ЮРЛИЦ НА АВТО СТАРШЕ 3-Х ЛЕТ

- С электродвигателями – 2 757,36 (было 816,7) руб.
- С объемом двигателя не более 1000 см³ – 16 249,5 (было 8 026,93) руб.
- Свыше 1000 см³, но не более 2000 см³ – 41 471,55 (было 20 485,71) руб.
- Свыше 2000 см³, но не более 3000 см³ – 100 301,81 (было 49 548,46) руб.
- Свыше 3000 см³, но не более 3500 см³ – 116 459,46 (было 57 528,9) руб.
- Свыше 3500 см³ – 127 339,56 (было 62 906,01) руб.


ПРЕДПОСЫЛКИ

В конце января в белорусских СМИ анонсировалось, что в ближайшее время ставки должны выровнять со ставками утильсбора, которые действуют с 1 января 2025 года в России. Такие меры должны сделать «белорусский» канал поставок автомобилей для автомобильных компаний и юридических лиц в Россию менее интересным и выгодным.

Так, в прошлом году через Беларусь было ввезено 14% всех автомобилей, поставленных в Россию по параллельному импорту (по данным агентства «Автостат»). Причем значительная часть таких машин была доставлена по так называемым «серым» схемам. Повышение в Беларуси утилизационного сбора до уровня российского должно уменьшить долю таких автомобилей. Это может привести к небольшому росту цен на автомобили, ввозимые через Беларусь, зато благоприятно скажется на работе официальных дилеров в России.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ФИЗЛИЦ

Разумеется, такое выравнивание ставок существенно повлияет на белорусский авторынок для новых и авто с пробегом поставляемых из третьих стран. Но, стоит признать, что нововведения в большей степени коснутся юридических лиц и автодилеров.

Для физлиц, в том числе льготников, никаких ограничений на продажу ввезенных в Беларусь автомобилей для личного пользования не появилось. Ставки утилизационного сбора для физических лиц выросли только на машины старше трех лет. Для физлиц в отношении автомобилей, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ставка осталась на уровне 544,5 рубля. Для автомобилей более трех лет, ставка увеличились с 816,7 до 1 089 рублей, увеличение в 1,3 раза.

По поводу ограничений на продажу ввезенных физическими лицами автомобилей никаких трактовок понятия «для личного использования» в новом постановлении нет. Однако стоит обратить внимание, что при ввозе автомобиля из страны ЕАЭС, если с момента его растаможки прошло менее года, то утильсбор оплачивается по новым тарифам.


АВТОБИЗНЕС И ИМПОРТЕРЫ

Повышение ставок утилизационного сбора было ожидаемым для специалистов автобизнеса, но от этого оно не стало менее болезненным для импортеров. В связи с короткими сроками принятия такого закона и вступления его в силу, ряд импортеров, оплативших поставки автомобилей, не успеют ввезти их на таможенную территорию Республики Беларусь до даты вступления в силу постановления. А это значит, что в ближайшее время официальные дилеры будут вынуждены пересчитать цены на новые автомобили в большую сторону.

Скорее всего, изменения цен не произойдут одномоментно после вступления постановления в силу, а проявятся в течение 2-3 месяцев. На сегодня на территории Беларуси уже находятся значительные склады машин, ввезенных по старым правилам. В их числе и последовательные гибриды, которые будут распродаваться как минимум на протяжении нескольких месяцев по актуальным ценам.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АВТОДИЛЕРОВ

В связи с почти двухкратным увеличением ставок утильсбора для юридических лиц и несущественного для физлиц, закономерно начнут как грибы после дождя расти фирмы по пригону новых автомобилей под заказ (на конечного покупателя).

Для примера, в самом популярном классе авто с объемом двигателя до 2-х литров, разница в уплате утильсбора между физлицами и юрлицами достигает 23 031 рубля или почти 7 000 долларов. Для автомобиля гольф-класса или компактного кроссовера – это существенная разница в цене.

Для более престижных авто с объемом двигателя до 3-х литров разница в уплате налога составит 65 704 рубля или почти 20 000 долларов! И тут встает вопрос о целесообразности работы официальных дилеров в таком сегменте.

В итоге это будет способствовать неравным условиям между «серыми» пригонщиками и юридическими лицами, которые работают «по-белому», платят налоги и содержат официальный сервис.

РЫНОК ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

Также увеличились ставки на новые электромобили. Ранее электромобили, имели ставку утилизационного сбора – 544,5 рубля, в новом постановлении ставка утильсбора составит 1148,86 рубля, увеличение в 2,1 раза.

Параллельные и последовательные гибриды по ставкам прировняли к автомобилям с ДВС. Размер ставки для всех видов гибридов теперь определяется по объему двигателя автомобиля.

После приравнивания всех видов гибридных автомобилей по ставкам утильсбора к автомобилям с ДВС – это существенно повлияет на снижение продаж у официальных дилеров (юрлиц) и рост «серых» продавцов или привоз дилерами на заказ под клиента – та же работа в «серую».

А вот «электрички» напротив могут стать более выгодным товаром для автосалонов. Несмотря на незначительное повышение утильсбора на 604,36 рубля или примерно 180 долларов и с такой же разницей для физических лиц – это не должно сильно повлиять на продажу электромобилей у дилеров и автосалонов.

Более того, существенное повышение ставок на автомобили с ДВС и незначительное на электротранспорт будет содействовать более интенсивному развитию рынка автомобилей на чистой энергии. С точки зрения дополнительной экономической выгоды с учетом нулевого НДС и отсутствия таможенной пошлины на электромобили до конца 2025 года, это будет еще одним фактором увеличения продаж.


БЕЛОРУССКИЙ УТИЛЬСБОР В СРАВНЕНИИ С РОССИЙСКИМ

«Известия» сравнили ставки утильсбора в России и Беларуси для юридических лиц, пересчитав их для удобства в российских рублях.

Так, для автомобилей не старше трех лет с объемом двигателя до 1 л размер утильсбора в Беларуси составляет 184,6 тыс. рублей, в России – 180,2 тыс. рублей. Для моделей старше трех лет утильсбор в Беларуси – 471,2 тыс. рублей, в России – 460 тыс. рублей.

В отношении моделей с моторами 1–2 л утилизационный сбор в Беларуси составляет 683,7 тыс. рублей (для новых) и 1,2 млн рублей (старше трех лет). В России за такие автомобили он равен 667,4 тыс. рублей и 1,174 млн.

За новые автомобили с двигателем объемом 2–3 л в Беларуси теперь придется заплатить 1,92 млн рублей (для новых машин) и 2,9 млн (для машин старше трех лет). В России сбор с нового года 1,87 и 2,84 млн рублей.

На новые модели с моторами объемом 3–3,5 л утильсбор в Беларуси составляет 2,2 млн рублей, а для подержанных – 3,38 млн рублей. Российский сбор на такие авто сейчас составляет 2,15 и 3,3 млн рублей соответственно.

Для автомобилей с двигателем объемом более 3,5 л белорусский утилизационный сбор на новые авто и старше 3-х лет составит 2,8 и 3,7 млн рублей. В России – 2,74 и 3,6 млн рублей.

Как видно из цифр, ставки утилизационного сбора в Беларуси и России с небольшой погрешностью на курс рубля, приведены в полное соответствие. Что должно сделать «белорусский» канал поставок автомобилей для автомобильных компаний и юридических лиц в Россию абсолютно бессмысленным.


ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО АВТОРЫНКА

Для белорусского рынка выравнивание утилизационных ставок будет означать постепенное снижение продаж новых автомобилей с ДВС у официальных дилеров и увеличение у «серых» продавцов. При этом должны складываться более благоприятные условия для роста рынка электромобилей у дилеров и автосалонов, т.е. автомобилей с гарантией и послепродажным обслуживанием.

Так же росту электротранспорта в Беларуси должно содействовать появление в 2025 году 11 супербыстрых зарядных станций мощностью до 350 кВт. По данным оператора Malanka, в текущем году будет вестись строительство зарядных станций на 60 и 120 кВт. А с 2026 года зарядная сеть будет прирастать зарядками мощностью 150 и 175 кВт.