Стандарты и циклы испытаний электромобилей

В последние годы все больше потребителей оценили преимущества электромобилей и гибридов за их низкое энергопотребление и экономичность в эксплуатации. Однако на сегодняшний день рынок по-прежнему разделен между электромобилями и автомобилями с ДВС.

Многие из тех, кто пока колеблется или остается верен традиционным автомобилям, испытывают сомнения, и одна из главных причин – беспокойство о запасе хода. Как правило, производители указывают запас хода для каждой модели, чтобы дать потребителям ориентир. Но как именно эти цифры получаются?

Существует три основных стандарта испытаний:
- NEDC (New European Driving Cycle);
- WLTP (Worldwide Harmonised Light Vehicle Test Procedure);
- CLTC (China Light-duty Vehicle Test Cycle).

Для многих людей стандарты испытаний электромобилей и их аббревиатуры циклов могут показаться чем-то сложным и непонятным, поэтому попробуем кратко и доходчиво объяснить.

NEDC: устаревший, но до сих пор применяемый стандарт

NEDC (новый европейский ездовой цикл) – это стандарт, разработанный еще в 1980-х годах. Испытания электромобилей проводятся в идеализированных условиях: при температуре 20-30°C, с выключенными кондиционером, фарами и другими энергопотребляющими системами, а также без дополнительной нагрузки (пассажиры или груз).

По сути, этот тестовый цикл имитирует движение в практически идеальных дорожных условиях, что делает его малоприменимым к реальной эксплуатации. Более того, изначально NEDC создавался для измерения выбросов ДВС, а не для оценки запаса хода электромобилей. Испытания проводились в лабораторных условиях на шасси-динамометре.

Недостатки NEDC:
- Не реалистичные условия (отключение вспомогательных систем и отсутствие дополнительной нагрузки делают условия тестирования далекими от реальных);
- Низкие скорости (малые скорости и плавные разгоны в цикле NEDC не отражают современные стили вождения и дорожные условия);
- Устаревший цикл (цикл NEDC не обновлялся с 1997 года и не учитывает современные технологии и особенности электромобилей).

Важно понимать, что этот стандарт испытаний устарел и не отражает реальные условия эксплуатации автомобиля. Из-за перечисленных недостатков запас хода, определенный по стандарту NEDC, обычно значительно превышает реальный запас хода автомобиля в повседневной эксплуатации. Поэтому, при выборе электромобиля или автомобиля с ДВС, следует учитывать, что данные NEDC являются лишь ориентировочными и не отражают реальную картину.

WLTP: Более строгий преемник NEDC

WLTP (всемирная согласованная процедура испытаний легковых транспортных средств) была введена в 2017 году, чтобы заменить устаревший NEDC. Этот стандарт разработан для обеспечения более реалистичной и точной оценки расхода топлива, а также запаса хода электромобилей и гибридных авто. WLTP учитывает более широкий спектр условий эксплуатации, включая реальное динамичное вождение, различные температурные режимы и влияние дополнительного оборудования.

Процедура испытаний WLTP проводится в лабораторных условиях с использованием шасси-динамометра. Автомобиль помещается на ролики, и выполняется имитация ездового цикла. Часть испытаний проходит в реальных условиях на настоящих дорогах.

Преимущества WLTP по сравнению с NEDC:
- Более реалистичные условия (учитывает более широкий диапазон скоростей, ускорений и торможений, а также влияние температуры и дополнительного оборудования);
- Более динамичный цикл движения (включает более агрессивное вождение, отражающее современные стили вождения);
- Более точные результаты (обеспечивает более точную оценку расхода топлива/энергии и запаса хода, ближе к реальным условиям эксплуатации).

Несмотря на значительные улучшения по сравнению с NEDC, WLTP также проводится в лабораторных условиях и не может полностью имитировать все факторы, влияющие на реальный расход топлива (энергии) и запас хода. Тем не менее, он представляет собой значительный шаг вперед в обеспечении потребителей более надежной информацией.

В спецификациях некоторых электромобилей и гибридов можно встретить данные запаса хода по циклу WLTC (глобальный цикл тестирования легковых машин). Важно понимать, что WLTP – это методика проведения испытаний, а WLTC – конкретный цикл, который применяется в рамках этой методики. Иными словами, WLTP описывает, как нужно проводить тесты, а WLTC задает профиль скорости, который необходимо воссоздать в ходе испытаний. WLTP охватывает более широкий спектр параметров, чем просто имитация движения, поэтому мы не будем вдаваться в детали этого цикла, поскольку он является неотъемлемой частью стандарта WLTP.

CLTC: китайский стандарт для китайских реалий

CLTC (китайский ездовой цикл легковых автомобилей) – был создан на основе анализа дорожного движения в крупных городах Китая. Разработан специально для китайского рынка с целью более точного определения запаса хода электромобилей и расхода топлива автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в условиях эксплуатации, типичных для Китая.

В отличие от NEDC и WLTP, он разделен на три фазы: движение на низких скоростях, средние скорости, высокие скорости. Кроме того, в тестах учитываются: работа кондиционера, температурные условия, масса автомобиля. Благодаря этому CLTC дает более точные данные для китайского рынка, но и он не лишен недостатков.

Испытания по стандарту CLTC проводятся в лабораторных условиях на шасси-динамометре, аналогично стандарту WLTP. Однако, в отличие от этого стандарта, CLTC разработан с учетом дорожных условий и стилей вождения, характерных для Китая.

Преимущества стандарта CLTC:
- Адаптированность к китайскому рынку (разработан специально для китайского рынка и учитывает особенности дорожного движения, климата и стилей вождения, характерных для этой страны);
- Более реалистичные результаты испытаний (результаты, полученные по стандарту CLTC, обычно ближе к реальным условиям эксплуатации автомобиля в Китае, чем результаты, полученные по стандартам NEDC или WLTP);
- Учет климатических условий (учитывает влияние климатических условий на расход топлива и запас хода).

Недостатки CLTC:
- Региональная специфика (разработан для китайского рынка и может не отражать условия эксплуатации автомобиля в других регионах мира);
- Все еще лабораторные условия (проводится в лабораторных условиях, которые не могут полностью имитировать все факторы, влияющие на расход топлива и запас хода в реальной жизни).

CLTC является наиболее подходящим стандартом для определения запаса хода электромобилей и расхода топлива автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на китайском рынке. Он учитывает особенности дорожного движения, климата и стилей вождения, характерных для этой страны, и предоставляет более реалистичные результаты по сравнению с другими стандартами.

Однако, следует помнить, что результаты, полученные по стандарту CLTC, все равно являются лишь ориентировочными и могут отличаться от реальных показателей в зависимости от конкретных условий эксплуатации автомобиля. Если вы планируете эксплуатировать автомобиль за пределами Китая, то стоит учитывать результаты, полученные по стандарту WLTP.

ВЫВОД

Выбор электромобиля – это не только вопрос цифр из автокаталога, но и тщательного анализа реальных условий эксплуатации. Разумеется, обсуждая настоящий запас хода электромобиля, следует учитывать множество факторов. Помимо окружающей среды, температуры и дорожных условий, важную роль играют индивидуальный стиль вождения и степень деградации батареи (для авто с пробегом).

Чтобы потребители могли получить максимально реальное представление о запасе хода автомобиля, помимо комплексной оценки и проверки данных, предоставленных производителем в соответствии со стандартами NEDC, WLTP и CLTC, многие профессиональные организации также проводят тесты запаса хода электромобилей в экстремальных условиях.

Кроме того, в интернете можно найти множество тестов, посвященных реальному запасу хода конкретного автомобиля или отзывы владельцев. Наш совет при выборе электромобиля: больше изучать и сравнивать информацию, а также обращать внимание какие именно стандарты испытаний указаны в характеристиках. Для нашего региона, с жарким летом и холодными зимами, мы рекомендуем больше ориентироваться на показатели стандарта WLTP.