![Автоинтеллект. Часть 2. Займите ваши руки, я все сделаю сама.](/upload/information_system_25/4/5/6/group_456/group_456.jpg)
При каждой смене модельного ряда ведущие автопроизводители ставят перед собой цель привлечь покупателя
СИСТЕМА ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЮ ПО ПОЛОСЕ
![](/upload/information_system_25/4/4/4/item_4443/information_items_4443.jpg)
Этот электронный помощник предупреждает водителя об отклонении от выбранной полосы движения и, если потребуется, производит вмешательство в работу рулевого управления. Система эффективна при движении по автомагистралям и обустроенным дорогам, т.е. там, где имеется качественная разметка.
Обстановка перед автомобилем проецируется на светочувствительную матрицу видеокамеры, расположенной на ветровом стекле, и преобразуется в черно-белое изображение, которое анализируется электронным блоком управления. Алгоритм работы системы распознает разметку, рассчитывает положение автомобиля на полосе и траекторию движения. Предупреждение водителя производится с помощью вибрации рулевого колеса, а также подачи визуальных звуковых и световых сигналов. Корректирующее подруливание осуществляется за счет электромеханического усилителя руля через электродвигатель. Для устранения запотевания или обледенения окна камеры автоматически включается нагревательный элемент.
При преднамеренном перестроении с одной полосы на другую должен быть включен сигнал поворота, иначе система будет препятствовать маневру.
Известными ассистентами удержания полосы движения являются:
- Lane Assist – Audi, Volkswagen;
- Lane Departure Warning System – BMW, Citroen, Kia, General Motors, Opel, Volvo;
- Lane Departure Prevention – Infiniti;
- Lane Keep Assist System – Honda, Fiat;
- Lane Keeping Assist – Mercedes-Benz;
- Lane Keeping Support System – Nissan;
- Lane Monitoring System – Toyota.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПАРКОВКИ
![](/upload/information_system_25/4/4/4/item_4445/information_items_4445.jpg)
Торговое название Парктроник (Parktronic System), ввиду его популярности, стало нарицательным именем большинства пассивных парковочных систем, устанавливаемых на автомобили в качестве опции. Подробно остановимся на следующем поколении развития подобных систем – парковочном автопилоте. Впервые эта мечта многих автолюбительниц была воплощена в концепте Volvo YCC.
В интеллектуальном парковочном устройстве используются ультразвуковые датчики, аналогичные пассивной системе, но имеющие большую дальность действия. На автомобиле устанавливается, как правило, 12 датчиков: 4 впереди, 4 сзади и 4 по бокам автомобиля. Боковые предназначены для поиска подходящего места на парковке. При движении с определенной скоростью (порядка 30–40 км/ч) они фиксируют расстояние между припаркованными машинами, а в отдельных системах – и их положение относительно вашего ТС: параллельно или перпендикулярно. Достаточным для парковки расстоянием принимается расстояние, превышающее длину автомобиля на 0,8 или 1 м.
Включение системы осуществляется принудительно при необходимости осуществить парковку. Электронный блок управления принимает сигналы от ультразвуковых датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные механизмы других систем автомобиля: электроусилителя рулевого управления, систем курсовой устойчивости и управления двигателем, автоматической коробки передач.
Парковка транспортного средства может осуществляться водителем с помощью предлагаемых системой инструкций (рекомендаций по повороту рулевого колеса на определенный угол и направлению движения) или автоматически. Если в условиях городского трафика вам необходимо запарковаться быстрее, чем это делает ваш помощник, систему всегда можно перевести из автоматического режима в ручной. В последних конструкциях системы автоматическая парковка может производиться при нахождении водителя как в автомобиле, так и за его пределами – с ключа.
Известными интеллектуальными системами помощи при парковке являются:
- Park Assist и Park Assist Vision – Volkswagen;
- Intelligent Parking Assist System – Toyota, Lexus;
- Remote Park Assist System – BMW;
- Active Park Assist – Mercedes-Benz, Ford;
- Advanced Park Assist – Opel.
СИСТЕМА АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ
![](/upload/information_system_25/4/4/4/item_4447/information_items_4447.jpg)
Адаптивный круиз-контроль, предназначенный для автоматического управления скоростью. Интеллектуальные регуляторы скорости позволяют оценить расстояние до ТС и притормозить, если это требуется для соблюдения дистанции. Современные системы достаточно «умны», чтобы корректно реагировать на ускорения и перестроения впереди идущей машины. Адаптивный круиз-контроль незаменим в условиях плотного движения. Система сама притормаживает и останавливается, сама трогается, как только появляется такая возможность (функция Stop&Go).
Основные конструктивные элементы системы ACC – датчики расстояния (радары или лидары), измеряющие скорость и расстояние до впереди идущего ТС, и электронный блок управления, который на основе анализа входной информации от датчиков и других систем формирует управляющее воздействие по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств адаптивный круиз-контроль не имеет, а использует другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через блоки управления: система курсовой устойчивости, дроссельная заслонка с электрическим приводом, автоматическая коробка передач.
Работа системы осуществляется в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч. Современные системы АСС поддерживают скоростной режим от 0 до 200 км/ч, а также режим торможения и старта в условиях плотного движения. С целью повышения безопасности автомобиля отдельные конструкции адаптивного круиз-контроля могут включать системы превентивной безопасности, экстренного торможения и GPS-навигации.
Известными системами адаптивного круиз-контроля являются:
- Preview Distance Control – Mitsubishi;
- Radar Cruise Control – Toyota;
- Distronic (Distronic Plus) – Mercedes-Benz;
- Active Cruise Control – BMW;
- Adaptive Cruise Control – Volkswagen, Audi, Honda.
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
![](/upload/information_system_25/4/4/4/item_4449/information_items_4449.jpg)
Стремительное развитие автомобильных электронных систем делает реальной идею беспилотного ТС. Драйверское мастерство в таких авто не требуется. Автопилот, который контролирует динамику продольного и бокового движения, позволяет водителю полностью отрешиться от управления машиной.
Сегодня над созданием системы автоматического управления автомобилем активно работают многие компании. Парковочные автопилоты, системы автоматизированного движения в пробках или по шоссе уже имеют в своем активе Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Toyota, Volvo, Volkswagen.
Комплексный подход к созданию беспилотного автомобиля реализуют только две компании – корпорация Google, которая несколько лет вела работы в данном направлении, и российская фирма РобоСиВи. Система автоматического управления от Google уже протестирована на опытных автомобилях в США. Проект по созданию российского «беспилотника» стартовал в начале 2012 года. Основной блок системы – навигационный комплекс ГЛОНАСС. В настоящее время производится ее тестирование на малогабаритной модели, в которой реализованы функции прокладки маршрута, трогания с места, маневрирования, торможения при возникновении препятствия.
Temporary Auto Pilot, TAP – Volkswagen
Система позволяет водителю в определенных условиях отдать управление автомобилем под контроль автоматики. Новинка, получившая название «Временный автопилот», стала промежуточным этапом на пути к роботизированному автомобилю. Она объединила уже известные серийные технологии Volkswagen в одно целое: адаптивный круиз-контроль, ассистентов слежения за дорожной разметкой и знаками. Система поддерживает безопасную дистанцию до впереди идущего ТС, а при необходимости подтормаживает автомобиль вплоть до полной остановки. Она регулирует скорость движения, считывая дорожные знаки, отслеживает разметку и автоматически подкручивает рулевое колесо, если автомобиль непреднамеренно съезжает с полосы движения. Водитель всегда может деактивировать TAP и взять управление на себя. Новая технология может быть использована не только при движении на шоссе, но и в пробках. Временный автопилот работает на скорости до 130 км/ч и уже внедряется на серийные автомобили.
Traffic Jam Assistant – Audi
Это первая серийная система автопилота для движения в пробках. Она автоматически поддерживает дистанцию до впереди идущей машины, тормозит, разгоняется, поворачивает, объезжает препятствия и даже уступает дорогу машинам экстренных служб. Работает на скорости от 0 до 60 км/ч.
Traffic Jam Assist – Ford
Система автоматического движения в пробках поддерживает нужную скорость и обеспечивает движение автомобиля в потоке. Серийное использование на автомобилях планируется начать с 2017 года.
Traffic Assist – General Motors
Система может управлять автомобилем на скорости до 60 км/ч. Она распознает не только повороты и препятствия, но и дорожные знаки.
ConnectedDrive Connect (CDC) – BMW
Автомобиль, оснащенный новинкой, сможет самостоятельно разгоняться и тормозить, производить обгон и менять полосу движения, выезжать со второстепенных дорог на главную, вклиниваясь на скорости в идущий на шоссе поток. Система CDC предназначена для автоматического движения по автомагистрали. Интеллектуальное устройство, в котором реализован алгоритм идеального водителя, не превышает разрешенной на участке скорости, не совершает обгон справа, а также возвращает автомобиль в свой ряд после обгона.
Super Cruise – Cadillac
Система автоматического управления обеспечивает движение автомобиля вне городской черты – на автомагистралях. Она позволяет осуществлять маневрирование, торможение, движение по полосе без участия водителя.
SARTRE (Safe Road Trains for the Environment) – Volvo
Позволяет нескольким машинам двигаться по дороге в организованной колонне. Автомобили выстраиваются с дистанцией 6 м и полностью повторяют движение ведущего грузовика, что позволяет водителям отдохнуть, покушать, поговорить по телефону. По желанию каждый из автомобилей в любой момент может покинуть группу. Компания Volvo также внедряет новый автопилот для пробок, который появится в автомобилях шведской марки в 2014 году.