Похоже, эра интернет-магазинов распространилась и на автомобильный рынок: все больше производителей потихоньку избавляется от дилеров и начинает продавать машины через онлайн-магазины. Таких площадок в Сети уже очень много. При этом, по словам маркетологов, с каждым днем все больше покупателей приходят именно в интернет-магазины, а не в реальные салоны, где авто можно осмотреть и даже протестировать.
Компания Capgemini в 2014 году провела опрос, согласно которому более 30% покупателей готовы покупать машины через Сеть. Из них 61% – это китайцы, а 33% – американцы. Проверить это решила южнокорейская Hyundai совместно с Саймоном Диксоном, по совместительству являющимся партнером консалтинговой компании Deloitte United Kingdom. Был запущен проект под названием Rockar, на котором стали продавать корейские автомобили.
Rockar не знает, что такое выходные и рабочее время – заказ на машину можно оформить в любое время, после чего покупателю доставят авто прямо домой. Впрочем, даже для тех, кто все еще боится покупать машину, даже не осмотрев ее, в торговом центре в графстве Кент в Великобритании располагается стенд, на котором можно посмотреть на машины и даже устроить небольшой тест-драйв. Примечательно, что стенд этот посещает около 27 млн клиентов компании ежегодно.
Йохен Сенгпиль, европейский вице-президент компании по маркетингу, назвал Rockar «первым исключительно цифровым дилером». Упор при этом делается на покупателей в возрасте примерно 30 лет. Все дело в том, что, согласно вышеупомянутому исследованию, возраст 49% согласившихся на потенциальную покупку авто в интернете равнялся 18-34 годам. Если брать возраст от 50 лет, то таких потенциальных покупателей уже значительно меньше – всего 29%.
Несмотря на то, что Hyundai всерьез настроена на развитие онлайн-магазинов, остальные автокомпании все еще не хотят прекращать работу традиционных салонов. Впрочем, и эти компании вводят кое-какие онлайн-возможности, благодаря чему большая часть процесса покупки машины осуществляется именно с помощью сетевых инструментов. Mercedes-Benz, например, уже тестирует такие системы в Польше и Германии.
Правда, пока очень мало людей использует эти системы для непосредственной покупки автомобиля. Остальным удобнее вести общение с работниками сети, назначать встречи и планировать тест-драйвы. Пока нет точной информации о том, какой процент клиентов компании покупает машины через интернет, однако уже в этом году будет принято окончательное решение о том, стоит ли и дальше продолжать вести работу над системой интернет-продаж автомобилей Mercedes-Benz. Цены в онлайн-магазинах, кстати, ничуть не ниже, чем у дилеров – портал является просто удобным способом купить автомобиль.
Volvo тоже не боится пробовать продавать машины через интернет. Уже в следующем году шведы собираются дать возможность своим клиентам выбрать любую из моделей Volvo в интернет-магазине и заказать ее с доставкой на дом – правда, пока неизвестно, на всех ли рынках появится такая возможность. Пока же новая система была опробована только на внедорожнике XC90, ограниченная партия которого летом 2014 года была распродана через Сеть за 47 часов. Половина потенциальных покупателей автомобилей компании готовы приобрести машину через онлайн-сервис.
Интересную теорию озвучил представитель Volvo Ален Виссер: он заявил, что многие люди не хотят общаться с менеджерами и именно поэтому предпочитают покупать авто через интернет. По словам генерального директора Volvo Хакана Самуэльсона, интернет-продажи не должны препятствовать ведению бизнеса дилеров – просто на высоком уровне должны функционировать оба элемента. Тем не менее, все меньше людей начинает уделять внимание тест-драйвам: как заявил маркетолог ICDP Андрю Тонг, больше времени некоторые тратят теперь на выбор программ для телевидения, чем на покупку машины.
Тем не менее, остаются люди, которые считают запуск проектов по продаже автомобилей через Сеть неразумным – среди них Олег Дацкив, директор по развитию auto-dealer.ru. По его словам, в таких проектах есть смысл только в тех случаях, когда стоимость машины в интернет-магазине ниже, чем в автосалоне. «Но этого никто делать не будет – тогда дилеры вообще будут никому не нужны, а если покупатель и придет к ним, то станет просить продать машину по той цене, по которой может приобрести ее напрямую у производителя онлайн», - говорит Дацкив.
По словам эксперта, даже для самого богатого человека не должно быть проблемой потратить на посещение дилерского центра несколько часов. В России, по мнению Дацкив, так и вообще нет никакого смысла запускать подобные проекты – в стране слишком высок уровень преступности, очень легко наткнуться на мошенников, поэтому люди боятся переводить огромные суммы за авто по карточке.
Дацкив называет проекты по продаже автомобилей через интернет маркетинговыми ходами. В пример он привел компанию General Motors, которая пыталась продавать машины таким образом еще 20 лет назад. В итоге у компании ничего не получилось и, по мнению эксперта, с тех пор в этом плане мало что изменилось.