Пережить зиму бывает тяжело не только людям. Морозы сменяются оттепелями, снег – слякотью и гололедом, с которым борются, щедро посыпая асфальт песком и реагентами. Перепады температур, влажности, воздействие механических и химических факторов – все это заставляет все системы вашего автомобиля работать буквально на износ. О чем важно помнить и чему стоит уделить особое внимание при подготовке к летнему сезону?
С чего начать? Многие скажут, что с шин (точнее, с замены «зимней» резины на «летнюю») – и будут неправы. Смена комплекта шин – самый очевидный, но не самый приоритетный этап подготовки автомобиля к летнему сезону: делать это имеет смысл не раньше, чем плюсовая температура установится даже по ночам. Обычно автолюбители ориентируются на завершение отопительного сезона – а значит, торопиться на шиномонтаж, едва сошел снег, не стоит. Зато можно – и нужно! – обратить внимание на состояние других систем и элементов.
1. Начинаем с тщательного осмотра автомобиля: ищем повреждения лакокрасочного слоя, особенно в районе переднего бампера, порогов и колесных арок. Внимательно обследуем все резиновые элементы (от чехлов рулевых тяг и тормозных шлангов до сайтент-блоков подвески, и крепления амортизаторов).
Зачем мы это делаем? Зимние перепады температур могли вызвать растрескивание резины, контакт с реагентами – ухудшить ее упругость, а ледяные завалы и сугробы, которыми «обрастают» обочины дорог и места для парковки во дворах – повредить целостность тех или иных элементов. Эти повреждения могут обернуться выходом из строя важных систем автомобиля. А контакт с песком, солью, наледь на кузове могут стать причиной коррозии.
Почему именно сейчас? Важно успеть выявить и устранить возможные дефекты до того момента, когда снег сменится дождями, а по дорогам побегут ручьи. Так меньше шансов, что вода попадет туда, куда ей не следует, и не выведет из строя те или иные узлы.
2. Переходим к системе зажигания и электрике: обращаем внимание на состояние аккумулятора и контактов, уровень электролита в отсеках, осматриваем свечи зажигания на предмет появления копоти, налета, признаков окисления.
Зачем мы это делаем? Тщательная проверка особенно важна в том случае, если автомобилем зимой не пользовались совсем или пользовались мало: за время простоя аккумулятор мог разрядиться. А неблагоприятные зимние условия (высокая влажность, повышенная концентрация солей в воздухе) могли вывести из строя свечи зажигания и контакты.
Почему именно сейчас? Впереди – лето, а в жару аккумулятору приходится еще сложнее, чем в мороз. Поэтому важно убедиться, что он готов к предстоящим нагрузкам, да и другие компоненты системы зажигания не подведут.
3. Проверяем систему охлаждения двигателя. Особое внимание уделяем состоянию ремней, патрубков и шлангов, ищем признаки потеков масла и охлаждающей жидкости, контролируем ее уровень. При необходимости стоит промыть радиатор: зимой он рискует забиться дорожной грязью наглухо. В особо запущенных случаях не спасает даже промывка – только покупка нового.
Зачем мы это делаем? За зиму элементы системы охлаждения могли утратить герметичность. Наша первоочередная задача – устранить возможные протечки, а также убедиться, что устранены все другие причины, способные привести к перегреву двигателя.
Почему именно сейчас? Своевременная проверка системы охлаждения поможет избежать перегрева двигателя летом: ведь в жару, особенно в пробках, эта проблема может оказаться весьма и весьма актуальной.
4. Исследуем состояние тормозной системы: проверяем работу тормозов, ищем повреждения тормозных шлангов и трубок, контролируем уровень тормозной жидкости в бачке.
Зачем мы это делаем? От состояния тормозной системы автомобиля напрямую зависит безопасность на дороге. А после зимы можно столкнуться с различными проблемами в виде протечек тормозной жидкости, лопнувших шлангов, износа тормозных колодок и дисков из-за усиленной нагрузки и контакта с реагентами.
Почему именно сейчас? Летом интенсивность движения на дорогах возрастает, а значит, увеличивается риск ДТП. А в таких условиях, согласитесь, лучше быть уверенными, что вы успеете затормозить вовремя – и убедиться в этом заранее.
5. Отправляемся на шиномонтаж, чтобы сменить зимний комплект шин на летний. Предварительно проверяем глубину протектора и при необходимости покупаем новый. Вместе с «переобувкой» проверяем балансировку колес и давление в шинах.
Зачем мы это делаем? Замена зимних шин на летние положительно сказывается на маневренности автомобиля и плавности езды, позволяет снизить расход топлива и, конечно же, гарантирует дополнительную безопасность.
Почему именно сейчас? Морозы прекратились, дороги прогрелись – значит, уже пора!
6. Уделяем внимание мелочам. Ведь они, будь то свежий воздух в салоне или чистые стекла в любую погоду, делают езду более комфортной. Поэтому проверка лампочек в фарах, поворотниках, фонарях заднего вида, покупка новых щеток стеклоочистителя, антибактериальная обработка кондиционера и замена салонного фильтра – тоже важная часть беспроблемной эксплуатации автомобиля. Немного времени и заботы – и ваше авто отблагодарит вас надежной работой и приятными впечатлениями от любых поездок!