Середина января в Беларуси отмечается очередным подведением итогов работы официальных дилеров на рынке страны. Представители Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) вновь пригласили журналистов и других заинтересованных лиц на традиционную пресс-конференцию. Традиционно на ней нашлось место и нескольким сюрпризам.
Подведение итогов деятельности БАА происходило на площадке Национального пресс-центра Республики Беларусь. О статистике продаж, основных причинах их роста и прогнозах на 2020 год сообщили: председатель правления БАА Сергей Михневич, генеральный директор БАА Александр Сидоревич, член правления БАА Дмитрий Ярота, а также директор СЗАО «БелДЖИ» Геннадий Свидерский.
Главным сюрпризом, безусловно, стала информация о совокупных продажах новых автомобилей дилерами, входящими в Белорусскую автомобильную ассоциацию. Во время подведения прошлогодних итогов, представители БАА в будущее смотрели со сдержанным оптимизмом, предупреждая о комплексе факторов, которые могут негативно повлиять на удержание динамики роста рынка в 2019 году.
Однако эти опасения не оправдались – белорусский рынок ставит очередной рекорд продаж новых автомобилей. На этот раз своих покупателей нашли 64 504 машины – на 22% больше, чем годом ранее. Да, прошлогоднего рекорда роста продаж в 54% достичь не удалось, однако абсолютный рекорд по количеству реализованных автомобилей 2019-й всё же поставил.
В 2019 году белорусы вновь покупали больше всего автомобилей B класса, на долю которых пришлось 46,74% всех проданных машин. А всё благодаря популярности хита нашего рынка – семейства LADA Vesta, которое продалось совокупным тиражом 7 585 машин, показав рост по сравнению с прошлым годом в 44%. На втором месте в сегменте разместился ветеран нашего рынка и по совместительству символ служб такси и сервисов каршеринга – Volkswagen Polo – 5 804 проданных машин и рост в 18%. Тройку лидеров замыкает Kia Rio с 2 906 автомобилями (+60%), которая сместила с этого места Renault Logan (1 861 автомобиль).
Почти 24% продаж пришлось на сегмент среднеразмерных кроссоверов. Две лидирующие позиции в категории занимают автомобили белоруской сборки – Geely Atlas (3 320 шт., +43%) и Geely Emgrand X7 (2 237 шт., +321%). Очевидно, что программы льготного кредитования зарекомендовали себя очень хорошо. Третью строчку занимает Renault Duster – 2 147 автомобилей с падением в 9% по сравнению с 2018 годом.
Третьим по популярности сегментом стали компактные кроссоверы. Стоит отметить, что грань между кроссоверами и седанами/универсалами с внедорожными комплектами постепенно стирается, а потому появление ряда моделей в этой категории может вызывать сомнения. Тем не менее, по данным БАА лидирующие позиции в сегменте занимает LADA Xray – 2 839 автомобилей с ростом на 116% по сравнению с 2018 годом. Остальные две позиции занимают модели Renault – Sandero Stepway (2 647 шт., -11%) и дебютант Logan Stepway (2 316 шт.).
Кроссоверы D класса заняли четвертую по объёму нишу, которая, правда, составляет всего 4,68%. Лидером здесь стала Škoda Kodiaq, которая разошлась тиражом 1 022 экземпляра (+84%). Пальму первенства чешской модели уступил Nissan X-Trail (471 автомобиль, -33%), тройку замыкает Hyundai Santa Fe с 267 проданными машинами.
В пятёрку популярных всё ещё входит сегмент седанов С класса, которые когда-то давно пользовался самым большим спросом. Но время расставило свои акценты – всего лишь 2,68% от общего объёма продаж. Лидером здесь является Škoda Octavia, которую купили 622 раза. На втором месте находится прошлогодний лидер класса – Nissan Almera (177 шт., -81%). На третьем месте расположился Ford Focus – 162 автомобиля (-56%).
Также в список сегментов, где общее количество проданных автомобилей перешагнуло отметку в тысячу экземпляров, как и в прошлом году, попадает сегмент кроссоверов Е класса. Здесь лучше всего продавались немцы. Лидером стал Audi Q7 (233 шт., +66%), второе место занял BMW X5 (147 шт., +75%), третье – Volkswagen Touareg (106 шт., +140%).
В остальных сегментах продажи исчислялись всего лишь сотнями, на что влияют либо высокая цена одних классов, либо непопулярность – других. Что же касается интересных сегментов, то можно выделить электромобили, общая доля которых составляет крайне малые 0,018% – Беларусь явно не в тренде электрификации транспорта. За весь 2019 год было продано всего 11 автомобилей: 8 экземпляров Jaguar I-Pace и 3 штуки BMW i3.
Что же касается популярности автобрендов на нашем рынке, то первая пятёрка выглядит следующим образом: 1-е место занимает LADA (16 281 автомобилей), 2-е – Renault (11 895), 3-е – Volkswagen (7 919), 4-е – отечественный Geely (6 894), 5-е – Kia (4 029). При этом, наибольший прирост продаж у Geely – +108,7%, у BMW – +60,9%, у Porsche – +60,5%, у Haval – +59,7%. Потеряли же больше всего в процентном выражении Mitsubishi (-53,8%), MINI (-51,7%), Chery (-37,7%) и Nissan (-33,2%).
Доля коммерческого транспорта в продажах участников БАА составила 6,6% от общего числа проданных машин или 4 288 экземпляров. Здесь бесспорное лидерство принадлежит сегменту малотоннажных автомобилей – 3 424 проданные машины и рост +7%. Два лидера класса остались на тех же местах, как и по итогам 2018 года: GAZ Next – 1 288 шт. и +12%, GAZ Gazel – 589 шт. и +4%. А вот новичком тройки стал Ford Transit – 535 проданных автомобилей и рост +49%.
Что же касается причин роста продаж, то их участники пресс-конференции связывают с влиянием отложенного спроса, сформированным во время кризисных 2014–2016 годов. Значительно повлияли на ситуацию и различные финансовые программы, которые были разработаны автодилерами совместно с банками и лизинговыми компаниями.
Таким образом, потребность в новых автомобилях, возможность покупать их с привлечением кредитов и лизинга, а также стабильная ситуация в экономике – основные факторы, удерживающие белорусский авторынок на плаву. А вот объясняя замедление темпов роста рынка до 22% (по сравнению с 54% в предыдущем году), речь шла о 140-м указе, благодаря которому, по данным спикеров, по льготной схеме растаможки было ввезено от 20 до 30 тысяч иномарок.
Анимированная статистика по всем сегментам SUV
Впрочем, судя по всему, указ в следующем году отменён не будет, а потому следует ожидать дальнейшего замедления темпов роста рынка, которое будет происходить также и на фоне постепенного насыщения спроса.