Выбирая шины, мы основываемся либо на личном опыте, либо на отзывах других автомобилистов. Однако каким бы стажем не обладали опытные автомобилисты, их отзыв нельзя назвать полностью объективными, ведь 100-процентно одинаковые условия испытаний в ходе обычной эксплуатации обеспечить невозможно.
А именно это является неотъемлемой частью сравнительных шинных тестов, которые группа белорусских журналистов ежегодно проводит на специализированном полигоне в Финляндии. Для сравнительного теста обычно выбираются шины разных ценовых сегментов – чтобы потребитель мог увидеть, соответствует ли разница в цене разбросу характеристик.
ЧТО СРАВНИВАЮТ?
Цель сравнительного тестирования шин – выявление реальных (а не заявленных в рекламе) преимуществ, и, конечно же, недостатков новых и популярных шин определенной размерности. Для тестирования выбираются модели из разных ценовых категорий – как правило, по 3 в каждом сегменте. При этом в число претендентов на победу входят пара-тройка новинок, компанию которым составляют уже зарекомендовавшие себя модели.
Для примера мы возьмем самое последнее и актуальное испытание: сравнительный тест летних шин для кроссоверов, размерности 235/65 R17, проведенный осенью 2019 года. В нем участвовали:
1) Nexen Nfera RU1, 2) Maxxis S Pro, 3) Cordiant Sport 3, 4) Hankook Ventus Prime 3, 5) Continental ContiPremiumContact5, 6) Barum Bravuris 5HM, 7) Nokian Hakka Blue 2 SUV, 8) Michelin Latitude Sport 3, 9) Gislaved Ultra*Speed, 10) Kormoran Summer SUV.
Данные шины нельзя отнести к бюджетным изначально, потому что такая размерность подходит в основном к премиальным кроссоверам – Mercedes-Benz, Audi, BMW, Volvo. Однако даже в рамках этого теста разбежка по ценам все равно оказалась довольно приличной: по данным на март 2020 года самые дешевые модели стоили примерно от 140 рублей, а самые дорогие – более 260! То есть, условный комплект из 5 новых шин может обойтись либо в 700 рублей, либо в 1300, и это весьма серьезный повод задуматься над вопросом: многое ли теряешь, сэкономив? Либо наоборот – а стоит ли переплачивать за премиальные модели?
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Сравнительные тест шин проводятся по методике, закрепленной Правилом №117 ЕЭК ООН. Суть его в том, что для соблюдения абсолютно одинаковых условий во время проведения сравнительных испытаний шин используется метод контроля по «базовой» или т.н. «референтной шине» («control tyre» или «reference tyre»).
Суть метода в том, что референтная шина служит своего рода маркером стабильности результата. Например, при испытании комплекта из 9 шин она устанавливается первой, пятой и десятой в каждом заезде. Правилом №117 ЕЭК ООН допускается разброс результатов (стандартное отклонение / «standart deviation») в результатах «базовых шин» не более 3-5%, а если он оказался больше, испытание считается некорректным, и прекращается. Это значит, что условия не были одинаковыми для всех шин – а значит, испытания некорректны, и их нужно переделать заново. Но только после того, как будет установлен и устранен влияющий на стабильность фактор.
Самые жесткие испытания проводятся в последнюю очередь – чтобы износ шин не оказал влияние на результаты других тестов.
Влияющих факторов три: это техническое состояние автомобиля, состояние испытательных трасс и оборудования, а также погодные условия. С первым на полигоне компании Nokian Tyres, где проводятся все наши испытания, вопрос всегда решается четко – используются практически новые авто, в безупречном техническом состоянии. В данном случае это были Audi Q5.
Тесты шин были проведены в конце августа 2019 года на летнем испытательном полигоне компании Nokian Tyres, расположенном в юго-западной части Финляндии. Температура воздуха во время испытательных заездов составляла +10…18 С°.
Ко второму фактору подходят еще более ответственно. Испытания летних шин проводятся в два этапа – на сухом и мокром асфальте, и каждая из этих трасс подготовлена идеально. Сухой асфальт для торможений и маневрирования всегда чист, а «мокрые» трассы, для торможения и оценки управляемости и замеров сопротивления аквапланированию, проливаются водой специальной системой орошения не менее 3 часов до начала тестов.
Для замеров используется профессиональное оборудование, которое позволяет отслеживать результаты с точностью до миллиметра. Ну а с погодой или непогодой финны борются так: в офисе испытательного центра в онлайн-режиме отображается высокоточный прогноз погоды, который позволяет заранее решить, какие виды испытаний можно успеть сделать в ближайшие 2-4 часа. Как правило, сами тесты проводятся в промежутках с 11 до 15 часов, когда асфальт уже прогрет, и погода влияет меньше всего.
Трассы испытательного полигона позволяют разгоняться свыше 200 км/ч, однако шины тестируются в обычных условиях – к примеру, тормозной путь на сухом асфальте измеряется в диапазоне со 100 до 5 км/ч.
Начинается сравнительный тест с… взвешивания. И с изучения маркировки параметров шин, которые заносятся в специальную таблицу, чтобы в ней можно было отследить, насколько заявленные параметры соответствуют действительным, достигнутым по итогу тестов.
Следующий этап – комплекты шин в произвольном порядке получают «стартовые» номера, и расставляются на стеллажах, для быстрой смены на автомобиле. Скорость смены важна для того, чтобы испытание не растянулось по времени, и погодные условия не смогли оказать влияние на результат.
Первой идет «мокрая» серия, чтобы у шин максимально долго не изнашивался протектор, и можно было избежать влияния на результаты. Для начала замеряется тормозной путь на мокром асфальте: автомобиль разгоняется примерно до 85 км/ч и экстренно замедляется до полной остановки. При этом в зачет идет только интенсивность торможения с 80 до 5 км/, а сами торможения повторяются 5-6 раз, чтобы убедиться в стабильности результата.
Следом идет оценка управляемости на мокрой трассе. Специально орошаемый «картодром» с ходовыми поворотами и прямиками, где можно разогнаться до 70-90 км/ч, позволяет оценить не только время прохождения, но и характер управляемости шин. Если к стабильности поведения авто возникают какие-то вопросы, пилот снижает субъективную оценку данному комплекту.
Ну и третье мокрое испытание – это оценка сопротивления аквапланированию. Аквапланирование – это всплытие шин на залитой водой поверхности, проще говоря, на луже. Отметим, что успех в этом тесте зависит от рисунка протектора, т.к. именно дорожки и канавки на протекторе отводят воду из пятна контакта шины.
Постоянное орошение трасс позволяет иметь стабильные результаты, независимо от того, дождь за окном или светит солнце.
Испытания на сухом асфальте также включают в себя замеры тормозного пути (только со 100 до 5 км/ч), и оценку управляемости. Суть – та же, что и в первой части теста: получить стабильные результаты, чтобы можно было сравнить характеристики шин. Также, на специальном стенде оценивается сопротивление качению. И после этого все результаты заносятся в итоговую таблицу – в виде баллов за каждую дисциплину.
Причем по нашей методике баллы за торможение (на сухом и мокром асфальте) имеют коэффициент х2 – то есть, удваиваются. По логике специалистов Nokian Tyres, именно безопасность является важнейшим параметром, «ведь шины – это все, что связывает автомобиль с покрытием!». Мы полностью согласны.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
Ну а те, кому важнее другие параметры, могут просто внимательно изучить итоговую таблицу, и выбрать модели с теми характеристиками, которые им подходят больше.