Прошлый год выдался непростым не только для белорусского авторынка, но и для всей автоиндустрии в частности. Ухудшение условий кредитования, отсутствие машин у некоторой части дилеров, резко подорожавшая логистика и мировая проблема в виде дефицита микрочипов, транзисторов, металлов и т.д. – все это стало основной проблемой. Нельзя не считаться и с пандемией, которая внесла свою лепту в работу автопроизводителей, в том числе и завода «Белджи» в Беларуси.
Каждый год Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) скрупулезно собирает статистику продаж, которой мы спешим поделиться с вами. За 2021 год белорусы приобрели 46 837 новых машин (сюда попали продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта) – это почти на 6 тысяч авто меньше, чем в 2020, и на 18 тысяч меньше в сравнении с рекордным по объемам 2019 годом. А ведь могло быть и еще меньше, поскольку даже за этими авто белорусы стояли в очередях 2-3 месяца, а некоторые и полгода.
В целом рынок сократился на 11,2%. Сильнее всего просели продажи личного транспорта, которые снизились на 10,5% в сравнении с 2020 годом и составили 41 217 автомобилей. А вот ситуация на рынке коммерческих автомобилей практически не изменилась: их было продано 5620, или всего на 2% меньше, чем в 2020 году. Главный вопрос: 11,2% – это много или мало? Для нашей небольшой страны эта цифра кажется ощутимой потерей.
В продажах все также лидирует сегмент бюджетных автомобилей. Поскольку наш рынок в значительной мере зависит от российского, то первое место предопределено – его занимают автомобили Lada с объемом продаж 11 669 экземпляров (плюс 13% к уровню 2020 года). Второе место занял отечественный производитель – дилеры Geely продали 7 442 машин (минус 19% от 2020-го года). Бронзу в этой эстафете взял Volkswagen, реализовав 4 654 авто (минус 16% в сравнении с прошлым годом). На четвертой строчке расположилась марка Renault (4 173 авто), а замкнул ТОП-5 бренд Kia, продав 3 895 машин и показав минимальный рост в 4%.
Список наиболее продаваемых моделей выглядит следующим образом. Российский производитель оказался в пятерке лучших сразу с двумя моделями – Lada Vesta (4803 проданных автомобиля в 2021 году) и Niva Legend (2011 авто). На наш взгляд, секрет успеха лидера продаж таится в народной любви к универсалам, ведь из бюджетных аналогов Vesta SW/SW Cross можно выбрать только Lada Largus. На втором и третьем месте оказались Volkswagen Polo (3327 экз) и Kia Rio (3213 экз), а четвертая позиция досталась Geely Coolray (2662 экз). Стоит отдельно подчеркнуть, что последний второй год подряд продался в два раза лучше, чем некогда любимец белорусских дачников – Renault Duster!
Повлиял ли на общий рост продаж запрет на реализацию автомобилей Skoda? Предположить трудно, но не исключено, что топовые модели этого бренда смогли бы немного изменить показатели. Вполне логично, что дилеры Volkswagen после этого события оказались в плюсе, ведь одноплатформенные модели в своем ряду явно стали продаваться лучше. К примеру, Polo смог сдвинуть Rapid с 12 на 19 место. Но даже с запретом продаж Skoda остановилась на десятом месте, продав 1179 автомобилей меньше чем за полгода.
На фоне продаж в бюджетном классе, итоги в премиум сегменте выглядят не так удручающе и даже демонстрируют рост. Так, все 8 брендов – Audi, Mercedes-Benz, BMW, Land Rover, Volvo, Jaguar, Porsche, Lexus, занимающих 4,1 % от всего объема продаж, за 2021 год показали рост на 3,2% по отношению к прошлому году. Общее количество проданных авто премиум-марок составило 1933 единицы.
В коммерческом сегменте в ТОП-3 самых продаваемых моделей вошли GAZ Gazel Next Track (chassis) – 919 автомобилей, UAZ СГР Van – 896 авто и GAZ Gazel Next Van – 433 экземпляра.
Объем продаж электромобилей в Беларуси по-прежнему ничтожно мал в сравнении с остальными видами транспорта и составляет лишь 0,1% от общего рынка. Хотя если посмотреть на процентное выражение, то у электромобилей огромный рост продаж – целых 168%! В количественном выражении он составляет всего 43 машины (против 27 авто в 2020 году), поэтому говорить об устойчивом спросе в этом сегменте пока рано. Среди официально проданных «электричек» лидером стал Geely Geometry C, проданный в количестве 18 экземпляров (около 32 000$). На втором месте оказался Porsche Taycan – счастливыми обладателями этой модели стали 16 покупателей.
Не секрет, что для всех желающих новых доступных моделей не хватает. Люди вынуждены бронировать автомобили и ждать прибытия очередной партии: в результате этого сложилась ситуация, когда просто прийти в салон и купить то, что хочется, порой не предоставляется возможным. Следствием дефицита стал рост цен на новые автомобили. Вместе с ценами выросли и ставки по кредитам, став не такими привлекательными, как в 2020 году. Это вынудило многих покупателей прибегать к лизингу.
Касаемо прогнозов на текущий год, представители некоторых автодилеров показывают сдержанный пессимизм, а в официальных комментариях и вовсе ограничиваются расплывчатыми фразами. Но есть большая надежда, что ситуация с поставками микрочипов на заводы разрешится раньше, чем ожидалось: к лету этого года. Если это и произойдет, то будет очень интересно понаблюдать за ценами – пойдут ли они на спад?
Дефицит новых автомобилей достаточно быстро сказался на сегменте подержанных авто, ведь обе части рынка взаимосвязаны. Спрос на технику стал намного выше предложения, из-за чего и произошел рост цен. К примеру, в 2021 году на площадках в «Атлант-М автомобили с пробегом» был зафиксирован рост продаж благодаря сегменту свежих автомобилей на гарантии или с хорошей историей и чистой сервисной книгой. Тут роль сыграло сразу два фактора: во-первых, машину можно купить здесь и сейчас, а во-вторых, стоит свежая «бэушка» немного дешевле.
Общую картину продаж немного разбавляют машины, привезенные из Европы и Америки. Для некоторых покупателей подержанные автомобили с аукционов стали альтернативой многомесячному ожиданию нового авто нужной комплектации. Если говорить о бензиновом транспорте, то, в основном белорусы выбирают машины от 2 до 5 лет и объемом мотора до 2 литров – модели с такими характеристиками имеют наиболее низкую растаможку. Также многие пользуются преимуществами, которые дает указ №140 о льготной растаможке. Однако есть опасения, что если рынок новых автомобилей возобновит поставки в старом объеме, то сегмент авто с пробегом из Европы и США может потерять в спросе. Впрочем, говорить об этом пока еще рановато.
Еще одним фактором, который привел к росту цен, стали так называемые перекупщики. В случае появления хороших вариантов, они забирают их моментально и уже через несколько дней продают на 20-30% дороже. И если раньше продажа хорошего автомобиля по среднерыночной стоимости занимала до одной недели, то сейчас самые ликвидные предложения исчезают буквально за несколько часов.
Объемы продаж также выросли и на комиссионных площадках. Чаще всего на них продаются возрастные бюджетники с ценой от трех до семи тысяч долларов. На втором месте по популярности – автомобили возрастом от 2 до 3 лет.
Дошло до того, что 2−3 летние машины с пробегом в примерно 20 тысяч километров некоторые пытаются продать дороже, чем новые автомобили такой же комплектации из автосалона! Ситуация изменится только тогда, когда поставки новых машин из России стабилизируются. Эксперты предполагают, что это произойдет к середине этого лета – аномально высокие цены и дефицит должны будут исчезнуть.
Какой напрашивается вывод? Два основных сегмента белорусского авторынка в 2021 году стали полной противоположностью друг другу. Продажи новых авто заметно упали, а спрос на «бэушку» заметно вырос, несмотря на рост цен. В этом году в бюджетном сегменте должны появиться несколько примечательных новинок – о том, смогут ли они завоевать сердца покупателей и удовлетворить спрос, мы узнаем только через год.