Прошлый год преподнес много вопросов и потрясений на белорусском авторынке: продажи новых автомобилей резко упали, из России поуходили ведущие европейские автомобильные компании, а бюджетные модели от европейских и корейских производителей ушли от нас на долгий срок. Как быть и что делать при сложившихся обстоятельствах?
О новых горизонтах, перестройке бизнеса и работе с параллельным импортом на минувшей неделе нам рассказали руководители различных направлений крупнейшего международного автомобильного холдинга «Атлант-М».
Начнем с хороших новостей: несмотря на все трудности прошлого года, все вынужденно поставленные задачи были выполнены, новые партнеры найдены, а старые не стали хлопать дверями и уходить. После диалога с топ-менеджерами автомобильного холдинга «Атлант-М», у нас с коллегами сложилось впечатление большого оптимизма с их стороны – об этом мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале.
Сейчас у компании насчитывается 11 автомобильных брендов – Volkswagen, Ford, Mazda, Toyota, Kia, Lexus, Jaguar, Land Rover, Geely, Skoda и JAC. Большинство из них ушли с российского рынка, отключив поддержку большей части своих сервисных программ, однако в Беларуси ситуация выглядит куда более оптимистичной.
«В 2022 году мы сумели реализовать 4 024 новых автомобиля и ставили перед собой три основные задачи, – рассказывает генеральный директор автомобильного холдинга «Атлант-М» Игорь Сукач. – Первая была связана с удержанием тех брендов, которые входили в портфель холдинга. Как максимум – сохранить официальные поставки автомобилей или сохранить по крайней мере поставки запчастей. Если же это по тем или иным соображениям не удастся сделать, найти каналы замещения. Мы смогли справиться со всеми этими вопросами. Где-то это было успешно – например, в случае с Volkswagen. В нашем автоцентре стоят модели, официально поставляемые в нашу страну, как легковые, так и коммерческие. Сохранились поставки запчастей, сохранилась гарантия, и это достижение, которым мы гордимся.
И если бренды заявили об уходе, в первую очередь с российского рынка (белорусский рынок им просто не настолько интересен как отдельно взятый, поэтому мы просто пошли прицепом), практически со всеми нам удалось согласовать ту позицию, что сервис и гарантия продолжают работать в полном объеме, запчасти поставляются. Марки не ушли, хлопнув дверью. Они остались, они занимаются поставками запчастей, гарантийной поддержкой, они заинтересованы в лояльности клиентской базы независимо от территории, где продается их продукт».
Другие бренды (к примеру, Mazda, Kia, Jaguar и Land Rover) от нашего рынка тоже не отказались. Автомобили этих марок продаются подразделениями холдинга и обеспечиваются дилерской гарантией. Важный нюанс в том, что продаются только модели, которые сертифицированы на территории Таможенного союза. Это же касается и новых брендов, с которыми начал свою работу «Атлант-М».
Игорь Николаевич отметил, что нахождение новых брендов, которые смогут насытить достойным предложением белорусский рынок, являлось второй приоритетной задачей:
– И мы их отыскали. В первую очередь это наши китайские товарищи, которые у всех на слуху. JAC, Exeed, Changan, Jetour – с этими брендами нами заключены контракты, а с другими компаниями переговоры находятся в активной фазе.
О каких именно брендах идет речь, нам говорить пока не стали (видимо, стараясь сохранить интригу), однако намекнули, что эти марки уже представлены на российском рынке.
«И третья очень важная задача – это удержание людей на сервисе, а также работа с той клиентской базой, которая за 30 лет успешно накопилась. Сервис в любом случае был и остается основой нашей деятельности. Несмотря на то, что некоторые виды работ, например, предпродажная подготовка, по объективным причинам сократились, 630 тысяч нормо-часов мы успешно реализовали», – подвел итоги работы в 2022 году генеральный директор холдинга.
Новый ключевой тренд – это, конечно же, автомобили из Поднебесной. Если говорить о России, то там практически 30% рынка уже занимают китайские производители. На этой цифре они явно не собираются останавливаться, продолжая наращивать объемы продаж. Этому тренду следуют и белорусские дилеры – об этом подробнее нам рассказал Дмитрий Игнатович, директор «Атлант-М Боровая». Три года назад портфель этого предприятия пополнился Geely, а в прошлом году здесь стали работать и с маркой JAC. Три полных месяца продаж уже дали определенное понимание того, как чувствует себя на рынке этот бренд:
– Безусловно, были сложности в поставках, были месяцы, когда автомобилей было достаточно мало, но за 2022 год мы реализовали 892 автомобиля Geely – достаточно много для одного дилерского предприятия. Поэтому в этом году планируется открытие второго автоцентра «Атлант-М», который будет работать с маркой Geely. «БелДжи», в свою очередь, справился с самой важной задачей – с наполнением автомобилями шоурумов. Планы у компании и у марки на этот и следующий годы достаточно амбициозные. Очень скоро модельный ряд пополнится 7-местным кроссовером Geely Okavango, а чуть позже на рынок выйдет и кроссовер Monjaro.
А как успехи у новоприбывшего JAC? Автоцентр в Боровой смог реализовать уже 50 автомобилей и в этом году ожидает поставку новых моделей:
«Сначала к нам приехали лифтбек J7 и пикап Т6, затем к ним присоединились кроссоверы JS4 и JS6. В первую очередь активность проявляли юридические лица, для которых автомобиль является неотъемлемой частью бизнеса. Особый интерес был со стороны компаний, которые занимаются перевозками, – J7 хорошо подходит для такси. При этом постепенно спрос начал перемещаться в сторону физических лиц. На сегодняшний момент продажи юридическим и физическим лицам составляют примерно 50 на 50.
Мы ожидали, что большую часть машин будем продавать с дополнительным финансированием. Но статистика говорит о том, что где-то 30 процентов покупателей используют кредит или лизинг, а 70 процентов предпочли приобрести автомобиль полностью за свои средства. Это обусловлено еще и тем, что среди покупателей большая доля юрлиц».
Дмитрий Игнатович также добавил, что в ближайшее время ожидается привоз новой партии лифтбэка J7, в том числе и с механической коробкой передач. Ориентировочно во втором квартале в Беларусь доставят новый пикап JAC T8 Pro. Сюрприз запланирован и на конец года: есть вероятность появления электрокара JAC iEV7S – по крайней мере, заинтересованность в поставке именно этой модели у компании есть.
Следующая важная новость – появление новой марки Exeed. На российском рынке она появилась в 2021 году, успешно продав тогда 4 тысячи автомобилей, а в 2022-м – уже 12 тысяч. За реализацию этого бренда в Беларуси будет отвечать люксовое подразделение «Атлант-М Британия», и на это есть свои причины:
«Философия бренда изначально предусматривает премиальный подход к продукту – это европейский дизайн, современные технологии, премиальное отношение к качеству и деталям, а также дополнительное видение развития бренда в СНГ. Это дополнительные услуги и сервисы, а также расширенные условия гарантии», – объяснил директор коммерческого отделения «Атлант-М Британия» Петр Точилкин.
Тут важно упомянуть о том, что задача подразделения не заменить китайским продуктом автомобили Jaguar и Land Rover, а расширить портфель продуктов, с которым работает «Атлант-М Британия». Новые британские автомобили и сегодня доступны к заказу через альтернативные каналы поставок, а сервис исправно функционирует и выполняет гарантийные обязательства перед клиентами.
Продажи премиальных «китайцев» ожидаются в конце I квартала этого года. Специально для этих целей на улице Домбровской идут активные приготовления к открытию нового автоцентра Exeed.
Очевидно, что в условиях дефицита новых машин вырос спрос на «бэушку». Сейчас на вторичном рынке сокращается число объявлений о продаже ликвидных моделей возрастом до трех лет и наиболее популярных «бюджеток» от Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai. Некоторые продавцы и вовсе подняли цены на 20-30% дороже дилерского прайса годичной давности!
О всех тонкостях и нюансах вторичного рынка нам поведал Анатолий Буглак, директор подразделения «Автомобили с пробегом»:
– До недавнего прошлого основной нашей деятельностью был Trade-in, машины в зачет. Таким образом люди могли быстро пересесть на новое авто. Но тенденции рынка заставили переквалифицироваться – теперь занимаемся выкупом автомобилей. Сотрудничаем с банками и лизинговыми компаниями. Особенно популярна услуга у физлиц (автопарки, прокатные компании). Однако мы не занимаемся доставкой б/у машин из Европы, потому как в этом процессе активно задействован 140-й указ о льготной растаможке. Мы не считаем его достаточно прозрачным, ведь мы работаем в прозрачном деловом поле.
«Наш рынок подержанных автомобилей очень сильно зависит от российского. Если вспомнить предыдущие годы, то при волатильности российского рубля покупатели ехали в Россию. Сегодня при волатильности российского рубля белорусы прекратили свои поездки за машинами в Россию, так как там сужается рынок. Большинство переориентировалось на европейский рынок, но пересаживаются на авто с пробегом из США, Европы, Китая и Кореи далеко не все. Многие клиенты находятся в ожидании новых брендов, поскольку для них важно качество, гарантия и сервисное обслуживание», – добавил Анатолий Буглак.
В среднем стоимость машин с пробегом в 2022 году выросла на 30 процентов. На премиальные модели рост был не таким значительным – около 10%, но в бюджетном классе он мог составить чуть ли не 50%. За примером далеко ходить не надо: если раньше VW Polo с автоматической трансмиссией можно было приобрести за 7-8 тысяч долларов, то сегодня располагая суммой $12 000 найти живой и досмотренный вариант будет не так просто… Несмотря на значительный рост цен, за прошлый год специалисты «Атлант-М: Автомобили с пробегом» смогли реализовать 2 835 подержанных авто. Подавляющее большинство из них – это дилерские автомобили, которые покупались в Беларуси и здесь обслуживались.
Также Анатолий Буглак выразил и свое мнение по поводу того, каких перспектив следует ожидать в ближайшем будущем:
«В моем понимании ценам уже некуда расти, они достигли пика: все ведь понимают, что подержанный автомобиль не может и не должен стоить так дорого. Есть несколько факторов, которые повлияют на ценообразование автомобилей с пробегом. Это выход новых брендов, а также сегмент и ценообразование, в которых они будут представлены. Если появится хорошая альтернатива седану Geely Emgrand (к слову, благодаря льготному кредиту и доступной в сегодняшних реалиях цене, цены на «бэушку» в этом классе уже слегка припали), сегмент подержанных машин отреагирует снижением цены. Вероятнее всего, на премиальные машины цена останется. Спрос со стороны россиян на них есть. Как-то повлиять на это может только волатильность российского рубля».
Назревает вполне логичный вопрос: когда у нас появится достойная альтернатива по более-менее адекватной стоимости?
– В 2019 году белорусский рынок в основном формировался автомобилями сегмента В. А что происходит сейчас? В конце 2022-го его доля составляет 5 процентов! – рассказывает Игорь Сукач. – Не может новый дешевый автомобиль, ввезенный из-за рубежа по официальным каналам, стоить дёшево. Единственная возможность, при которой цена такой машины может быть приемлемым для потребителя, – когда производство наладят у нас или в России.
Пока на место народных Polo/Rio/Accent/Logan пришло только новое поколение Geely Emgrand 7. Но и ему нужно искать достойную альтернативу, поэтому в данный момент руководство холдинга внимательно изучает «все поступающие предложения» и ищет марки, которые можно привезти в Беларусь по вменяемой стоимости.