Мы посетили возрожденный автосалон, экспозиция получилась внушительной: представлено более 30 компаний, а общее количество выставленной техники перевалило за 150 единиц.
Каждый из нас поневоле оказался пророком. В момент, когда китайские автопроизводители только заходили на рынок стран СНГ, только ленивый журналист и автоблогер не написал фразу примерно с таким посылом: «пока у китайцев получается не очень, но рано или поздно они завоюют рынок». И сегодня, зайдя в павильон «АвтоЭкспо» можно сразу понять, что предсказание сбылось – основная часть экспозиции занята брендами из Поднебесной. Причем некоторые из них белорусы увидели впервые.
Что происходит с авторынком?
Если поднять архивы, то приключениям автодилеров и импортеров может позавидовать даже Джеймс Бонд: не было и пары-тройки лет, в течении которых ситуация не изменилась бы кардинальным образом. Однако период 2020-2023 заслуживает отдельного разговора: эпидемия, санкции, контрсанкции и т.д., привели к тому, что в определенный период даже матерые профи из сферы автобизнеса в ответ на вопрос – «Какие планы на будущее?» – лишь разводили руками.
Однако, вопреки пессимистичным прогнозам, в Беларуси не закрылся ни один из официальных дилерских центров. А уж «серые» дилеры растут, как грибы. Этой осенью к довольно большому количеству уже зарекомендовавших себя компаний чуть ли не ежедневно прибавляются по два-три поставщика. Кстати, на выставке «серые» продавцы занимали довольно приличный процент площадей, выставив много интересных автомобилей, ранее незнакомых белорусской публике.
«Рынок сильно изменился, лидеры сменились», – рассказал организатор выставки Дмитрий Ярота, – «Если раньше дилеры не знали, как прогнозировать продажи, то, к примеру, в этом октябре мы фиксируем взрывной рост продаж. По итогу года ассоциация дилеров прогнозирует уровень реализации около 20 тысяч авто. Еще одна тенденция – всплеск интереса к электромобилям и гибридам. На выставке порядка 30% относятся к этой категории».
«Атлант» расправляет плечи: компания будет представлять еще три бренда
Главным хэдлайнером мероприятия стала компания «Атлант-М», уже хорошо знакомая белорусам – ведь именно «атланты» выводили на наш рынок такие бренды, как Mazda, Volkswagen, KIA, Land-Rover, Ford. Позднее в портфеле появились Geely, Toyota, Lexus, причем для некоторых из них были построены отдельные автоцентры полного цикла – шоу-рум, сервисная зона, склады и т.д.
А на выставке стало известно, что компания берет под свое крыло еще два бренда. Во-первых, крайне неожиданно для всех, она будет представлять продукцию «МАЗа» – малотоннажная техника из линейки белорусского автопроизводителя была представлена на выставке.
Автомобили оборудованы дизельным двигателем с турбонаддувом объемом 2,8 литра и передней независимой подвеской McPherson. Имеют хорошее оснащение: круиз-контроль, задний парктроник, многофункциональное рулевое колесо, кондиционер, бортовой компьютер. Цельнометаллический фургон МАЗ-365022 имеет вместительный грузовой отсек, износостойкое покрытие пола, открытие дверей до 150 градусов и многое другое.
Во-вторых, что стало еще одной неожиданной новостью, компания «Атлант-М» отныне становится официальным импортером китайского автопроизводителя Chery. Ранее реализацией продукции данного бренда являлся «Автоцентр на МКАД», однако теперь он будет выполнять функции дилера.
«Планируется расширять дилерскую сеть», – заявили представители компании на пресс-конференции, – «Также, в ближайшее время модельный ряд будет расширен за счёт новых моделей, в том числе и гибридных модификаций».
Ну а третьей новостью стала премьера еще одного суббренда Chery, который также будет представлять «Атлант-М». Им стал Kaiyi (произносится как «Кай»). Продажи еще не начались, и для изучения спроса были представлены две модели, выпущенные на российском заводе «Автотор» – седан Е5 и кроссовер X3 Pro.
Седан E5 должен прийти на замену Kia Rio и Volkswagen Polo. Двигатели у E5 и X3 Pro общие – турбированный и 1,5-литровый на 147 л. с., производства Chery. Точные цены пока неизвестны, но предполагается, что легковушка будет стоить около $21 тысячи по курсу, а кроссовер – около $24 тысяч.
Mazda: живее всех живых
Если окинуть взглядом всю экспозицию выставки, то даже далекому от автомобильного мира посетителю станет заметно, что «рацион» предлагаемых автомобилей изменился кардинально. Где привычные слуху BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Opel, Peugeot, Hyundai? Сегодня – только на стендах «серых» дилеров. И тем приятнее было увидеть отдельный стенд Mazda, а еще приятнее – премьеру рынка, кроссовер Mazda CX-60.
Новинка оснащается 2,5-литровым бензиновым двигателем, автоматической 8-диапазонной трансмиссией, привод – полный, автоматически подключаемый. По традиции Mazda, модель имеет очень внушительный список стандартного оснащения, включающий в себя все системы безопасности, многочисленные позиции для обеспечения максимального комфорта. Стоимость – 214 700 BYN.
Кстати, рядом с премьерой дилер выставил и весьма популярный кроссовер Mazda CX-5. Хитом эту модель не назовешь, однако вынуждены снять шляпу в знак уважение: выпускается она с 2012 года, и до сих пор, по словам представителей дилера, пользуется стабильным спросом.
Олдскул: Volkswagen по-прежнему в строю
Снижение уровня продаж было связано с тем, что многие модели VW перестали выпускаться в РФ, однако наши клиенты готовы заказывать авто из Европы, и ждать, пока их доставят – рассказали на стенде Volkswagen, – поэтому ассортимент остался практически прежним. Можно выбирать между Golf GTI, Touareg, Caddy…
Автомобили появились в двух топовых комплектациях – Golf Exclusive 1.4TSI (150 л.с.) и Golf GTI 2.0TSI (245 л.с.). Цены стартуют от 154 000 BYN. В представительстве марки пока не обещают постоянных поставках популярного семейства Golf в нашу страну, но и совсем без новинок от Volkswagen беларусы не останутся.
А еще хотелось бы отметить уникальный кемпер Volkswagen California – в нем есть практически все, что может пригодиться в путешествии. Плита, спальное место, салон-трансформер.
Внедорожная братия: изучаем полноприводный сегмент
Неожиданно, но факт – на выставке было представлено довольно много полноприводных моделей, о существовании которых, на фоне популярных кроссоверов, мы уже стали подзабывать.
Особенно в этом деле отличился «Автоцентр на МКАД» – такого изобилия внедорожников и пикапов мы не припомним даже в период расцвета «Моторшоу», прародителя «АвтоЭкспо». Были представлены пикапы производства Great Wall, а также внедорожники их нового суббренда Tank – модели 300 и 500.
Обе рамные, построены по классической схеме – передняя подвеска независимая, сзади «мост», подключаемый полный привод с понижающей передачей. Младшая модель оснащена двухлитровым 220-сильным бензиновым турбомотором мощностью 220 л.с., полноразмерный Tank 500 – трехлитровым V6, мощностью 300 л.с.
Отдельно стоит отметить пикапы Greatwall – модели Poer и Kingkong. Обе модели построены по классической для данного сегмента схеме. В основе конструкции – рама, передняя подвеска независимая, сзади – мост на рессорах. Привод полный, подключаемый, с понижающим рядом.
Фундаментальный (иначе не скажешь!) Poer оснащается 150-сильным турбодизелем, который агрегатируется с 8-диапазонной автоматической коробкой передач. Дорожный просвет составляет 232 мм, а глубина преодолеваемого брода – 500 мм. Несмотря на то, что пикап имеет полный пакет опций для комфорта (камера кругового обзора, датчики дождя и света, бесключевой доступ и т.д.), он является отменным «проходимцем». Верный признак – наличие принудительной блокировки заднего дифференциала.
Модель Kinhkong выглядит еще более впечатляюще. И это неудивительно, ведь ее длина составляет 5641 мм, что является рекордом для данного класса. Она также оснащается 150-сильным турбодизелем, а длине грузового отсека в 1,8 метра позавидуют даже некоторые микроавтобусы. Максимальная грузоподъемность – 975 кг.
Подобная Tank 300 была выставлена и модель на стенде BAIC – внедорожник BJ40 очень сильно напоминает Jeep Wrangler. Дилер заявляет о «превосходной» внедорожной геометрии», заявляет дорожный просвет в 210 мм, и сообщает, что модель оснащается двухлитровым бензиновым двигателем и 8-диапазонной автоматической трансмиссии.
Пока еще набор букв: знакомимся с премьерами автосалона
О моделях бренда Voyah мы уже рассказывали. Но не успели мы удивиться роскоши китайских премиальных то ли кроссоверов, то ли минивэнов, как компанию им составил еще один бренд от производителя Dongfeng.
Прочесть это название с первого раза, и не ошибиться, практически невозможно – а еще сложнее произнести это вслух. Aeolux, по словам представителей, читается как Эулус, и под таким названием у нас на данный момент планируют продавать три модели. Самый доступный – «Кэмри-заменитель» Shine Max, по цене от $28 500 по курсу, оснащенный 190-сильным двигателем, светодиодной оптикой и сиденьями с массажем. Следом идет кроссовер Chine GS со 115-сильным бензиновым двигателем. Привод – передний, цена – от 72 000 до 84 000 BYN.
В этом году линейку предлагаемых моделей обещают пополнить гибридным кроссовером и седаном, по на данный момент в качестве флагмана выступает кроссовер Huge, предлагаемый по цене от 125 до 140 тысяч рублей. Бензиновая версия оснащается 204-сильным бензиновым турбомотором и агрегатируется с 7-ступенчатым «роботом», а для топ-модель имеет гибридную силовую установку, мощностью 245 л.с., и оснащается автоматической трансмиссией.
А где гарантия?
Отдельная тема, о которой предпочитают говорить далеко не все экспоненты выставки – гарантийное обслуживание. На словах у всех все хорошо: столько-то лет, столько-то сотен тысяч километров… Однако, как выясняется, купить современный авто со всеми гарантийными обязательствами не так-то просто. И на этом фоне выгодно выделяется бренд Exeed, предлагающий четыре модели премиальных кроссоверов. Кстати, еще пару слов о гарантии – она составляет 7 лет или 200 000 километров пробега.
Самый доступный – кроссовер LX, стоимостью от 117 900 BYN. Модель оснащается бензиновыми двигателями мощностью до 150 л.с., далее идет модель TXL, с моторами мощностью 186-197 л.с., и стоимостью от 140 700 BYN, а на вершине гаммы находится 249-сильный полноразмерный кроссовер VX, стоимостью от 172 900 BYN. Отдельно стоит выделить купе-кроссовер RX – он также оснащается 249-сильным двигателем, имеет полный привод, и стоит от 202 900 BYN.
Что еще интересного?
Одна из интересных особенностей мероприятия – здесь не был представлен Geely. Вместо него – «отечественный» Belgee, на стенде которого демонстрировали кроссовер Х50, а также недособранный образец, который, видимо, должен был показать посетителям, насколько серьезно Борисовский завод освоил современные технологии.
Хотя чему тут удивляться: все оборудование для завода поставили китайцы, поэтому удивить потребителя уже чем-то сложно. Разве что своевременными поставками запчастей… Также стоит не забывать, что спрос на компактный кроссовер превышает предложение – очереди на самые востребованные комплектации достигают нескольких месяцев.
Еще один сюрприз: на месте автосалона Geely в Ждановичах теперь будет размещаться монобрендовый автоцентр по продаже электрокаров. В нем будет представлена продукция компании BYD – и мы считаем, что это отличный выбор, поскольку буквально на днях эта китайская компания обошла по темпам развития Tesla, а в скором времени, не сомневаемся, составит ей конкуренцию и по объемам продаж.