В недрах обновлённого внедорожника Toyota Land Cruiser 200 скрыта целая плеяда помощников, повышающих проходимость. Через контроллер Multi-terrain Select можно выбрать один из пяти режимов движения по бездорожью. Усовершенствованная система Crawl Control c пятью предустановками вместо трёх позволяет поддерживать постоянную скорость на любом рельефе пересечённой местности. А как вам новейшая тойотовская фишка — система Turn Assist, уменьшающая радиус поворота подтормаживанием «внутреннего» заднего колеса? И ведь, чтобы увидеть её работу, выходить из машины вовсе не обязательно: периметр вокруг «двухсотки» отныне мониторят четыре камеры кругового обзора. Но в степях Казахстана, где мы знакомились с новинкой, ключевую роль сыграла не вспомогательная электроника и даже не бензиновая «восьмёрка» объёмом 4.6 л, что теперь ставится под капот большой Тойоты, а самая обычная лопата!
Отличительные черты обновлённой Тойоты Land Cruiser 200: богато отделанная хромом решётка радиатора, новый бампер с круглыми противотуманными фарами и головная оптика с секцией дневных светодиодных огней. Корма «двухсоток» украшена новыми задними фонарями.
Покупатели Тойоты Land Cruiser 200 — чиновники и бизнесмены, сообщили нам во время ознакомительного брифинга. Список не полный, забыли упомянуть нефтяников. Когда в 2006 году я оказался в Сургуте, то был шокирован количеством новых на тот момент «двухсоток», что разъезжали здесь ещё задолго до официального старта продаж. Это они — мужики, качающие чёрное золото земли вот уже десять лет кряду, обеспечивают большой Тойоте первое место во внутреннем рейтинге и второе в мировом. Это они купили львиную долю «крузаков» из более чем двенадцати тысяч, проданных в прошлом году, раскидав их по просторам Западной Сибири. Наконец, это они вселяют в тойотовских боссов уверенность, что в ближайшие 20–30 лет (согласно прогнозам о запасе нефти в России) динозавры вроде пятиметровой «двухсотки» не вымрут!
С бензиновой «восьмёркой» 4.6 л Land Cruiser уменьшил время разгона до первой сотни на секунду до 8,6 с. И на пять пунктов увеличил максимальную скорость (до 205 км/ч).
Прорубив в казахской степи колею длиною в пятьсот километров, мне кажется, я начал понимать природу этой любви. Прав был тойотовский аналитик Игорь Гапонов, когда говорил, что у Ленд Крузера 200 практически нет конкурентов. Но вовсе не потому, что Nissan Patrol сменил раму на несущий кузов, а Mercedes G-класса по сути превратился в памятник самому себе. Большие внедорожники Toyota — это особая каста — уникальная субстанция, позволяющая не только обозначить высокий доход её владельца, но и оказаться в буквальном смысле выше большинства автомобильных проблем.
Возможно, слухи об их выдающейся надёжности сильно преувеличены, однако предыдущий «крузак» моего друга за 120 000 км совсем не паркетной эксплуатации потребовал лишь замены тормозных дисков и колодок. А знаете, как «двухсотка» умеет разглаживать неровные дороги? Это даже не перина — колыбель! Максимальная скорость в степи ограничена лишь мыслью о том, что рано или поздно под колёсами может оказаться яма глубже полуметра. Всё, что помельче, Toyota просто не замечает. И это с обычной пружинной подвеской. Фантастика!
В Казахстане полно убитых дорог, но эта, похоже, самая-самая. Конечно, подобные котлованы мы объезжали стороной, но если по незнанию пролететь его ходом, ничего страшного с подвеской Тойоты не случится. Редкие удары подвески на асфальте обусловлены не столько энергоёмкостью амортизаторов, сколько высокими неподрессоренными массами от тяжёлых колёс и заднего неразрезного моста.
Только не нужно обманывать себя, думая, что вот эта огромная хреновина – внедорожник, потому что у него есть полный привод с понижающим рядом и блокировкой центра. При массе более двух с половиной тонн «крузак» закапывает сам себя на любом мало-мальски податливом грунте. Снег, глина, песок — не те виды покрытия, куда можно соваться на большой Тойоте. Особенно песок, который покоряется «двухсотке», лишь если та идёт уверенным ходом. Дизельной с её сумасшедшим моментом преграды в виде барханов даются проще. Но будьте уверены: не сейчас, так позже превратится в недвижимость и она. Доставай лопату!
А это скользкий суглинок. Результат тот же!
Конечно, песок очень коварен, но именно он расставил все точки над «ё» в вопросах реальных возможностей «двухсотки». Сидели все, и по многу раз.
К полёту готов! Но посадка всегда происходит по одному сценарию. Первыми приземляются передние колёса, придавленные тяжёлым мотором, который, к счастью, прикрыт снизу стальной защитой. Пробоев подвески можно не опасаться, но водителю в такие моменты не позавидуешь.
Другое дело, если под колёсами твердь. По косогорам каменистого ущелья Land Cruiser 200 передвигается невозмутимо с любым из предлагаемых моторов. Причём система Multi-terrain Select с её пятью программными режимами — чистое баловство. Ну да, различия между предустановками есть, но какая разница, если в любом из них результат один — Toyota едет туда, куда надо. Геометрическая проходимость такова, что нам с коллегой просто не хватило времени на поиски подходящего места, дабы вывесить заднее колесо. И в какой-то момент начинает казаться, что засадить на мосты «крузак», возвышающийся на 225 мм над дорогой, по силам только полному идиоту. Однако есть у этой медали и обратная сторона — притупляемое чувство самосохранения. Стоит довериться машине, как вновь срабатывают законы земного притяжения. Хорошо, что рядом есть прочный трос и такая же Toyota Land Cruiser 200.
В салоне более качественные материалы отделки, но эргономические просчёты те же. Это рулевая колонка, качающаяся на коротком плече, и ограниченная регулировка спинки водительского кресла относительно вертикали. Само кресло установлено излишне высоко.
Я вообще не очень жалую большие машины. Пробираясь по улицам даже такого малонаселённого города, как прикаспийский Актау, понимаю, что мастодонта Land Cruiser здесь выручают только две вещи: огромные лопухи боковых зеркал и панический страх водителей легковушек приближаться к тебе ближе пары метров. Кстати, у дизельных версий полно и собственных проблем. Более всего раздражают секундные задержки в ответ на подачу топлива. Да и характер разгона рваный. До двух тысяч по тахометру Toyota будто запасает кинетическую энергию, затем выбрасывает её без остатка, превращаясь в плохо управляемый снаряд. Остановить его не проблема, мощности штатных тормозов хватает, но работают они как бы сами по себе: вначале педаль тормоза встаёт колом, а затем при той же нагрузке начинается интенсивное замедление.
Органы управления внедорожным арсеналом Тойоты разбросаны по всему плато передней панели. В то время как понижающую передачу активируешь поворотной шайбой справа от руля, блокировать центральный дифференциал нужно кнопкой с противоположной стороны рулевой колонки. Блок управления усовершенствованной системой Crawl Control расположен на центральном тоннеле, здесь же клавиша «доворачивающей» системы Turn Assist. При этом менять режимы движения через внедорожного помощника Multi-terrain Select нужно с руля. Но сложнее всего добраться до кнопки включения камер кругового обзора. Она спрятана за правым подрулевым переключателем. Кстати, и по качеству картинка так себе.
Бензиновая модификация понравилась больше. Пусть работа тормозов здесь точь-в-точь как у дизельных версий, да и валится машина в поворотах, несмотря на активную систему подавления кренов (KDSS), ничуть не меньше. Зато связь по педали газа заметно лучше, а атмосферная «восьмёрка» хоть и проигрывает турбодизелю по моментным характеристикам, всегда готова к уверенному разгону. Отчего бензиновый Land Cruiser ощущается более резвым и понятным. Ну а то, что расход топлива у такой версии, как правило, начинается с цифры два, а то и три, так это только нам, непричастным к нефтяным насосам, кажется серьёзным минусом. Ребятам, качающим чёрное золото, подобные мелочи до фонаря.
Две комплектации — три цены. Дизельные модификации оценены в 102 200 и 98 500 USD, бензиновая на 750 USD дороже. Продажи обновлённых «двухсоток» стартовали в апреле.
Как и то, что карабкаться в высокий кузов Тойоты нужно словно на корабельную палубу, осторожно вступая на неширокую подножку, дабы не сорваться вниз. Нефтяникам побоку давняя тойотовская традиция, когда спинку водительского кресла нельзя поставить вертикально, из-за чего в дальней дороге начинает ныть спина. И чихать они хотели на плоское сиденье со скользкой кожей, потому что с таким боковым дифферентом, что обеспечивает Land Cruiser при повороте размашистого руля, ты всё равно будешь вываливаться даже из анатомических кресел. Им куда важнее, что в списке стандартного оборудования теперь есть не только светодиодные ходовые огни, но и биксеноновые фары, верхняя половинка багажной двери электрифицирована, а среди неизменных тёмных цветов кузова появился столь модный ныне белый перламутр.
Но, пожалуй, самое главное то, что Toyota Land Cruiser 200 по-прежнему дарит чувство превосходства. И неважно, распространяется оно на разбитую вдрызг дорогу или на людей, окружающих тебя. Ты вроде как избранный, у тебя есть насос! Увы, мой насос — это примитивное приспособление, перекачивающее воздух, что валяется в багажнике старенького Volvo 240. И хоть я ярый противник автомобилей, довлеющих над водителем, мне было жалко покидать огромный и оттого немного бестолковый салон «крузака». Дело ведь не в машине, а в пути, что ты выбрал
— Алло, это «Газпром»?
— Нет.
— Жаль.
— А мне-то как жаль!
Подвеска «двухсотки» конструктивно повторяет предшественника. Спереди — независимая схема на двух параллельных рычагах с каждой стороны, сзади — неразрезной мост с тягой Панара. Картину дополняют управляемые стабилизаторы, снабжённые гидроцилиндрами. Они объединены общей магистралью с перепускными клапанами. При езде по бездорожью или скрещивании осей в контуре создаётся избыточное давление — гидроцилиндры размыкаются, полностью распуская стабилизаторы. Отличие от старой схемы лишь в том, что конструкторы добавили в систему (KDSS) дополнительный резервуар. Рама внедорожника усилена: поперечные косынки в её задней части призваны улучшить поведение Тойоты на асфальте.
ДизельV8 D-4D не изменился, но благодаря новому програмному обеспечению он, как и его бензиновый «собрат», теперь соответствует нормам Евро-4. Особенности мотора: чугунный блок, две турбины с изменяемой геометрией и система впрыска Common Rail. В европейской версии он выдаёт 288 л.с., у нас отдача осталась прежней — 235 л.с.
Бензиновым мотором V8 объёмом 4.6 л и шестиступенчатым «автоматом» с Ленд Крузером 200 поделился родственный Lexus GX 460. «Восьмёрка» с алюминиевым блоком цилиндров и непосредственным впрыском топлива оснащена впускным трактом переменной длины, цепным приводом распредвалов и системой изменения фаз газораспределения. На других рынках этот мотор отвечает нормам Евро-5, в России же из-за низкого качества топлива все Тойоты соответствуют стандартам Евро-4.
Подробную информацию об автомобиле смотрите в нашем АвтоКаталоге