УАЗ Патриот: испытание вековыми дорогами
Текст: Андрей Казакевич
Фото: УАЗ и автора

В этот раз у нас на тесте оказался не совсем обычный автомобиль – это легендарный внедорожник УАЗ Патриот в кузове пикап. Кроме необычного форм-фактора кузова этот тест-драйв еще прошел в формате квест-тура под названием «Таемны шлях УАЗ Патрыёт» по удивительным и живописным местам Беларуси.

Собственно, поводом для нашей авантюры послужило очередное обновление УАЗ Патриот в конце прошлого года. В ходе плановой модернизации внедорожник стал мощнее, комфортнее и удобнее в повседневной эксплуатации, не растеряв своих внедорожных качеств.

Главная новость – вместо прежнего бензинового двигателя теперь на Патриот устанавливают мотор ЗМЗ ПРО. Рабочий объём не изменился, однако у агрегата увеличилась степень сжатия и изменились фазы газораспределения. В результате улучшение мощности до 150 л.с. и крутящего момента до 235 Нм (было 135 и 217 соответственно) при прежней экономичности. Более того, пик максимальной тяги сместился в зону средних оборотов – на отметку 2650 об/мин вместо 3900 об/мин. Как и прежде, данный двигатель может работать на голубом топливе.

Пассажирам адресованы и удобные поручни на передних и средних стойках кузова, которые заметно облегчают процесс посадки в салон, а также улучшенная шумоизоляция.

Пятиступенчатая механическая коробка передач также подверглась модернизации. Инженеры Ульяновского автозавода улучшили избирательность привода и уменьшили ходы рычага переключения передач и усилие на нём. Сам рычаг теперь составной и снабжён демпфером, улучшающим виброакустический комфорт. На 20% уменьшилось усилие на педали сцепления благодаря новой выжимной пружине.

После обновления УАЗ Патриот должен стать ещё благороднее на ходу. На машинах 2019 модельного года применили улучшенный рулевой механизм с более жёсткой трапецией и демпфером от модели УАЗ Профи. Плюсы – повышенная точность управления и уменьшенный люфт при повороте руля. От Профи внедорожнику УАЗ Патриот достались передний мост с изменённым углом наклона шкворня и открытые поворотные кулаки, благодаря которым радиус разворота сократился на 0,8 м.

Более высокую плавность хода обеспечивают новые амортизаторы спереди и сзади, а также задние двухлистовые рессоры, которые на 6% мягче прежних трёхлистовых. Вдобавок ради большего комфорта пассажиров второго ряда толщина заднего стабилизатора поперечной устойчивости уменьшена с 21 мм до 18.

О том, что наша редакция отправится в экспедицию на УАЗ Пикап мы узнали только в день проведения мероприятия. Среди семи внедорожников в квест-туре был только один пикап, и каково было наше удивление, что этот бонус достался именно нам. Дело в том, что мы уже успели протестировать на жестком бездорожье предыдущее поколение Патриота, в результате которого он получил так необходимую для него систему ESP. Теперь пришло время тестировать и обновленный пикап.

После инструктажа отправляемся в путь организованной колонной от дилерского центра УАЗ. Уже в городе замечаем изменения по улучшению избирательности и четкости включения рычага механической коробки передач. Ходы стали чуть короче, передачи подтыкаются чётче, практически исчезли и вибрации на рычаге. Осенью этого года в гамме модификаций появится версия с автоматической КПП.

Наш квест-тур стартовал в посёлке городского типа Прилуки, расположенного в Минском районе. Здесь находилась первая почтовая станция на пути из Минска в Новогрудок. В центре агрогородка находится небольшое озеро. На берегу которого вытянулись в линию хозяйственные постройки имения графа Чапского: винокурня, бровар, амбар-ледовня. Известно, что все эти здания, кроме самого поместья, находятся в частном владении.

Год назад владелец выставил хозяйственные постройки усадьбы на продажу. Видно, что хозяин вложил немало средств в реконструкцию, учитывая хотя бы тот факт, что здание бровара из красного кирпича было восстановлено с нуля по старым чертежам. Здесь планировался развлекательный комплекс, но видимо ему суждено появится только при новом хозяине.

После прибытия на старт, экипажам раздают карты с недостающими элементами маршрута. Отсутствующие квадраты карты пронумерованы и спрятаны в различных местах на территории поместья. Как только команды собрали все недостающие фрагменты, сразу отправляются в путь. Честно говоря, мы ехали на данное мероприятие насладиться белорусским культурным и историческим наследием, но дух соревнования быстро захватил нас.

Сразу после начала движения по грунтовой дороге с ямами и кочками обращаем внимание на разницу в поведении внедорожника и пикапа, точнее различия в работе подвески и поведении автомобиля. На Патриоте в задней подвеске установлены две рессоры, вместо прежних трех, что благоприятно сказалось на комфорте задних пассажиров. В нашем случае все оказалось с точностью до наоборот. В конструкции задней подвески установлено четыре рессоры, необходимых для большей грузоподъемности пикапа. Если на передних сидениях об этом различии особо не догадываешься, то задние пассажиры всей душой и телом оценили различия в конструкции подвески.

Скажем так, помимо некоторых трудностей с прокладкой маршрута, у нас появилась и еще одна проблема. Наш пикап постоянно снижал темп погони за Патриотами ввиду мольбы задних пассажиров не гнать быстро по ямам. Появление с обновлением ручек на боковых стойках немного спасало ситуацию, но полностью уберечь головы задних членов экипажа от контакта с крышей не всегда получалось. Эх, нам бы в багажник забросить пару мешков песка, и дорожка стала бы ровнее.

На одном из спецучастков к бывшему хутору Хмелевка, хозяин которого поставлял для отца хмель на пивоварню в Минск, нам пришлось преодолеть небольшой брод. В грязи Пикап чувствовал себя как в родной стихии, нам даже не пришлось подключать передний мост. Притом, что автомобиль был на штатной резине! Лишь однажды мы намеренно подключили полный привод, без дополнительной блокировки дифференциала заднего моста, чтобы оценить разницу в прохождении сложного участка.

Задача экипажей как можно быстрее добраться до контрольной точки, где находится очередной тайник с заданием. Стоит отдать должное организаторам квеста, так как на всех этапах задания были уникальными и в какой-то степени креативными. Для прокладки маршрутов экипажам предстояла задача воспользоваться как различными техническими средствами, так и с помощью мозгового штурма членов экипажа. Например, на одном из спецучастков, пришлось считывать QR-код, в котором был зашифрован маршрут.

Часть маршрута проходила по живописным местам и важнейшим водным артериям белорусской водной системы. Некоторые ручьи с давних времен являются источником крупнейших рек, которые впадают в два моря.

У пикапа, так же, как и у Патриота, отличная геометрия кузова с большими углами въезда и съезда. Отличная тяга нового двигателя с самых низов и отличная геометрия кузова позволяла преодолевать овраги и горки даже без перехода на пониженную передачу и без включения дополнительных блокировок. Жаль, что преодоление водных бродов не входило в нашу программу.

В глуши Налибокской пущи можно встретить как заброшенные советские санатории, так и руины древних дворцов. Возле одного из них нас ждала хранительница, у который мы должны были разгадать геральдическую загадку и отыскать в руинах дворца сундук с новым заданием. Кто не мог разгадать загадку и решить головоломку, должен был чем-то пожертвовать.

Как правило, передвижение от одной точки до другой проходило по грунтовой либо лесной дороге. Перед началом мероприятия представители дилера особо подчеркнули, что на плохих дорогах Патриот может игнорировать все, что у него под колёсами. И мы в этом смогли лично убедиться, разогнавшись на одном из участков грунтовой дороги до 120 км/час! Самое удивительное, что именно здесь внедорожник чувствует себя как в родной стихии.

Наш путь пролегал через личные владения князя Витовта, замечательный городок Ивенец. Вообще, Ивенцу везло на владельцев. Магнаты Ваньковичи и графы Соллогубы с переменными усилиями создали красивейший комплекс жемчужины виленского барокко – костёл Св. Михаила ордера францисканцев. Как называют его испокон веков – Белый костёл.

Далее воспользовавшись компасом и решив нехитрую математическую задачу, мы отправились в небольшую деревеньку с очень громким названием – Литва. Напоминающим нам, почему именно Новогрудок князь Миндовг сделал первой столицей своего княжества. Деревня лежит вокруг красивого искусственного озера. И самое приятное для всех участников – это последняя контрольная точка перед финишем.

И вот он долгожданный финал нашего квест-тура – парк-музей интерактивной истории «Сула». Место где эмоции от захватывающей гонки переплетаются с восхищением от красоты белорусского наследия. Где культура и традиции наших предков, пусть и не в полной мере, но сохранились до наших дней. Место куда хочется приезжать еще и еще, только чтобы не забывать наших истоков.

Обязательное памятное фото и награждение победителей соревнования. Главный приз – пинта хмельного напитка, получил экипаж под номером 6, с чем мы его и поздравляем. Но, самое важное, что получили участники соревнования – это незабываемые эмоции и впечатления. Ну и конечно стоит отметить надежность Ульяновских внедорожников, которые несмотря на жесткий темп гонки, с честью без единой поломки прошли всю дистанцию и добрались до финиша.

Выражаем благодарность за приглашение на мероприятие официального дилера УАЗ в Беларуси – ООО «ПарадАвто».