Беларусь продлила льготы на электромобили в 2026 году, но гибриды теряют преимущества

Беларусь продлила льготы на электромобили в 2026 году, но гибриды теряют преимущества

В декабре 2025 года в Беларуси были окончательно утверждены новые правила ввоза электромобилей и гибридных автомобилей. Кроме того, новые китайские правила экспорта автомобилей с 2026 года обещают кардинально повлиять на поставки и цены на электромобили для белорусских покупателей.

16.12.2025


Обновления касаются сразу двух ключевых направлений: продления действия Указа Президента №92 «О стимулировании использования электромобилей» и распределения тарифных квот на беспошлинный ввоз электрокаров в рамках решений Евразийской экономической комиссии.


ОСНОВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ – ГИБРИДЫ ТЕРЯЮТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

С 1 января 2026 года для физлиц, ввозящих автомобили из-за рубежа, нулевая ставка НДС будет действовать исключительно в отношении электромобилей, приводимых в движение только электрическими двигателями, возрастом не старше пяти лет. Гибридные автомобили любых типов – последовательные, параллельные и другие – полностью выводятся из списка транспортных средств, попадающих под эту льготу.

Это значит, что при ввозе гибрида в 2026 году покупателям придется уплачивать 15% таможенной пошлины и 20% НДС, что автоматически увеличит стоимость таких машин минимум на треть. Если в 2025 году гибриды еще оставались частично выгодными за счет ряда налоговых послаблений, то теперь они фактически приравниваются к автомобилям с классическими двигателями внутреннего сгорания.

Дополнительным ударом по привлекательности гибридов станет и утилизационный сбор, который для большинства моделей с мотор-генераторами объемом от 1 до 2 литров превышает 23 500 BYN (около 8 000 USD). Таким образом, ввозить последовательные гибриды в Беларусь с 2026 года станет экономически нецелесообразно как для частных покупателей, так и для юридических лиц, если только они не готовы взять на себя дополнительные расходы.


ЭЛЕКТРОМОБИЛИ СОХРАНЯЮТ НУЛЕВОЙ НДС И ОСТАЮТСЯ ВЫГОДНЫМИ

Для электрокаров ситуация складывается куда благоприятнее. Новая редакция Указа №92, утвержденная Указом Президента №428 от 11 декабря 2025 года, продлевает действие основных льгот для обладателей и покупателей «чистых» электромобилей до 1 января 2029 года.

Покупатели таких машин по-прежнему освобождаются от уплаты НДС при ввозе и реализации, а импортеры имеют право на инвестиционный вычет. Кроме того, сохраняются льготы на бесплатную парковку в местах, оборудованных зарядными станциями, во время зарядки автомобиля.

Тем самым рынок электрокаров будет оставаться одним из наиболее доступных сегментов автоторговли в стране, особенно учитывая растущие квоты на беспошлинный ввоз.


НОВАЯ КВОТА: 20 ТЫСЯЧ ЭЛЕКТРОКАРОВ БЕЗ ПОШЛИНЫ

В рамках решений Евразийской экономической комиссии Беларусь получила квоту на ввоз 20 000 электромобилей в 2026 году. Эти транспортные средства будут полностью освобождены от таможенной пошлины, что позволит удержать цены на относительно приемлемом уровне.

Однако стоит отметить важный нюанс: квота распространяется только на чистые электромобили с кодом ТН ВЭД 8703 80 000 3 и не затрагивает никакие гибридные установки. Для сравнения, Армения и Кыргызстан получили квоты меньшего объема – по 15 тысяч штук, но в их случае беспошлинный ввоз распространяется как на электрокары, так и на последовательные гибриды.

Для белорусских же покупателей гибриды оказываются «за бортом» льготного режима, и их стоимость на внутреннем рынке неизбежно вырастет минимум на 35-40%, если производители не решат компенсировать повышенные издержки.


ПРАВИЛА ДЛЯ ЛИЗИНГА: ГИБРИДЫ ДОРОЖАЮТ, ЭЛЕКТРОКАРЫ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

С 2026 года изменения затронут и лизинговые схемы. Согласно новой редакции законодательства, все лизинговые компании обязаны включить ставку НДС 20% в платежи по договорам, касающимся гибридных автомобилей. Это приведет к автоматическому росту месячных платежей для клиентов, которые оформили гибриды в лизинг, но не успели полностью рассчитаться до конца 2025 года.

Электромобили при этом останутся в прежнем режиме – нулевая ставка НДС сохранится, если договор лизинга завершается до конца действия льгот, то есть до 1 января 2029 года. Таким образом, при покупке «чистых электрокаров» через лизинг никаких дополнительных расходов для физических лиц и компаний не предвидится.


НОВЫЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ ЮРЛИЦ И ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Нововведения коснулись и юридических лиц, в особенности тех, кто участвует в создании инфраструктуры зарядных станций. Теперь инвестиционный вычет за строительство зарядных пунктов можно применять с упрощенной процедурой – без обязательного проведения госэкспертизы проектной документации.

Кроме того, если компания-дилер или иной инвестор устанавливает зарядную станцию и впоследствии передает её на баланс государственному оператору, эти расходы засчитываются как внереализационные, что снижает налогооблагаемую базу. При этом у принимающей стороны (например, у РУП «Белоруснефть» или РУП «Белтелеком») налог на прибыль при такой передаче не возникает.

В Беларуси официальными операторами государственных зарядных сетей остаются две структуры:

- РУП «Белоруснефть», управляющее сетью «Маланка», включающей медленные, быстрые и сверхбыстрые зарядные станции;
- РУП «Белтелеком» с сетью медленных зарядок Evika!, количество которых превышает 230 по стране.

По состоянию на конец 2025 года в сети «Маланка» насчитывалось около 758 станций, а к началу 2026 года ожидается, что общее количество точек зарядки превысит тысячу.


КИТАЙСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УСЛОЖНЯТ ПОСТАВКИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

На фоне позитивных новостей для белорусских покупателей электрокаров появляется новый внешний фактор риска – изменение китайского законодательства о торговле автомобилями. Согласно новым нормам, вступающим в силу с 1 января 2026 года, в Китае существенно снижается размер государственных субсидий на покупку электромобилей: с 10% стоимости (но не более 30 000 юаней) до 5% (и не более 15 000 юаней).

Однако еще важнее другое требование: для всех новых электромобилей, произведенных для внутреннего рынка Китая, вводится запрет на экспорт в течение 180 дней после выпуска. Иными словами, машины, которые первоначально предназначались для продажи в Китае, не смогут быть вывезены за пределы страны в течение полугода. Вдобавок экспортировать электрокары смогут только компании, имеющие специальную экспортную лицензию.

Эти положения грозят временным сжатием рынка импорта: белорусские дистрибьюторы, закупающие «электрички» у китайских производителей, рискуют столкнуться с перебоями поставок и задержками. Кроме того, рост себестоимости и логистические ограничения неизбежно приведут к повышению цен в салонах неофициальных поставщиков. На этом фоне конкурентное преимущество сохранят лишь официальные импортеры, имеющие прямые соглашения с заводами и не зависящие от серых экспортных схем.


ПРОГНОЗ: ЭЛЕКТРОМОБИЛИ УКРЕПЯТ ПОЗИЦИИ, ГИБРИДЫ УЙДУТ В ТЕНЬ

С 2026 года баланс на белорусском авторынке значительно изменится. Благодаря обнулённым ставкам НДС и таможенных пошлин, а также сохранению инвест-вычетов, электромобили станут самым экономически выгодным вариантом для покупки и лизинга. Гибриды, напротив, теряют почти все налоговые преимущества и приравниваются к машинам с ДВС, что приведет к заметному сокращению их доли на рынке. Повышение розничных цен на гибридные модели может составить до 38%.

Тем не менее, азиатский фактор в виде новых экспортных ограничений Китая способен скорректировать этот прогноз: поставки автомобилей из Поднебесной могут временно сократиться, а дефицит «чистых» электрокаров приведет к росту цен даже в льготном налоговом режиме.

Таким образом, 2026 год станет рубежным для белорусского авторынка: гибриды утратят статус промежуточного экологичного решения, а электромобили окончательно превратятся из нишевого продукта в основной драйвер автомобильных продаж.