Стоимость и правила уплаты утилизационного сбора в Беларуси с 1 марта 2014 г.

Стоимость и правила уплаты утилизационного сбора в Беларуси с 1 марта 2014 г.

В Беларуси с 1 марта, согласно вступившему в силу Указу Президента № 64, введен утилизационный сбор в отношении транспортных средств. 28 февраля автомобильному обществу страны наконец-таки стали известны базовые ставки этого обязательного взноса. Они регламентированы постановлением Совмина № 172. Новым документом также утверждено положение о порядке и условиях принятия организацией, изготавливающей ТС, обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты автотехникой своих свойств.

03.03.2014


Стоимость утилизационного сбора в Беларуси с 4 февраля 2016 года>>>



За что платить?

Как сказано в нормативно-правовом акте, средства плательщиков будут направляться в доход республиканского бюджета. Главное и единственное назначение уплаты – «обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья». Как видим, намерения правительства достойны самой высокой похвалы.

Кто платит?
В достижении этой благородной цели государство предлагает поучаствовать всем белорусам. Платить утильсбор обязаны юридические и физические лица. В частности, те, кто произвел и реализовал автотранспорт на территории страны, выполнил таможенное декларирование транспорта для выпуска в свободное обращение, приобрел в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление автомобили, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен, т.е. после 1 марта 2014 года.

Кто не платит?
Беженцы, лица, имеющие вид на жительство в Беларуси, а также сотрудники диппредставительств или консульских учреждений при ввозе автомобилей для официального пользования. Документы, подтверждающие освобождение от утильсбора, предоставляются в орган по госрегистрации ТС, а на ввозимые авто – также и в таможню.

Ставки и коэффициенты
Базовая ставка применительно к ТС категории M1 (легковые автомобили), в том числе повышенной проходимости категории G, а также к специальному и специализированному автотранспорту этих категорий утверждена в размере, эквивалентном 20 тыс. российских рублей.

Установлены также коэффициенты, применяемые к базовой ставке утильсбора. Для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования вне зависимости от рабочего объема двигателя, с даты выпуска которых прошло менее трех лет, он составляет 0,1, более трех лет – 0,15. Для легковых автомобилей с электродвигателями, кроме ТС с гибридной силовой установкой, будет применяться коэффициент 0,86 (до трех лет) и 5,3 (более трех).

Для юридических лиц базовая ставка установлена в размере, эквивалентном 150 тыс. российских рублей. Величина утильсбора, согласно постановлению, будет рассчитываться с учетом вида и категории автотехники с применением утвержденных коэффициентов. Последние разнятся от 0,5 до 40 исходя из полной массы ТС, а также года их выпуска. С полным перечнем ставок и коэффициентов можно ознакомиться здесь.

Чтобы компенсировать юрлицам превышение утилизационного сбора, правительство снизило для них таможенную стоимость в среднем на 5%. Наиболее выгодные условия предусмотрены для легкового транспорта стоимостью от 30 тыс. долларов США и ввезенных из дальнего зарубежья. Теперь за каждую такую автоединицу белорусский импортер заплатит в бюджет на 1–2 тыс. долларов меньше. А вот на автомобилях российской сборки, которые, как известно, не растаможиваются при ввозе в Беларусь, подобное восполнение никак не отразится. С учетом суммы сбора и 20-процентного НДС стоимость таких машин возрастет в среднем на 900 долларов США.

Пример расчета
Базовая ставка утилизационного сбора определяется в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком на день уплаты. Так, 3 марта ставка утильсбора для физлица, ввозящего легковой автомобиль старше трех лет, составила бы 20 тыс. российских или 5 млн 410 тыс. белорусских рублей. Умножаем на коэффициент 0,15 и получаем сумму сбора – 811,5 тыс. белорусских рублей.

Кому платить?
Утилизационный сбор за ТС, ввозимое физлицом в качестве товара для личного пользования, уплачивается в процессе таможенных процедур на расчетный счет Минфина. Контроль над зачислением платежей осуществляется Государственным таможенным комитетом.

Реквизиты счета:
Бенефициар: Министерство финансов Республики Беларусь
УНП бенефициара – УНП соответствующей таможни (100420574, 600014353, 100319880, 300200608, 200216428, 400062691, 500212263, 500057312, 700008657);
Счет бенефициара – 3600920000008 (код валюты 974);
Банк-получатель: г. Минск, Национальный банк Республики Беларусь, код банка 042.

Порядок зачисления утильсбора разъяснен в письме Министерства финансов Беларуси от 20 февраля 2014 года № 16-11/120. Реквизиты счетов для юрлиц размещены на сайте Минфина в разделе «Основные направления» / «Исполнение бюджета». В данном случае за взимание платежей отвечают налоговые испекции по месту постановки плательщика на учет.

Правительство поручило Министерству внутренних дел, Государственному таможенному комитету, Министерству по налогам и сборам до 1 августа принять меры, обеспечивающие использование МВД информации таможенного комитета и МНС в электронном виде, подтверждающей уплату утилизационного сбора. Республиканские органы госуправления должны привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением № 172 и принять иные меры по его исполнению.

Новые проблемы для автодилеров
Как сообщалось ранее, ставки таможенных пошлин и суммы уплаты утилизационного сбора унифицированы с действующими в России. Сбор на конкретную машину уплачивается единожды и по стране назначения. По логике, получать сбор должна лишь одна страна, в которой эта машина эксплуатируется. Но указанная норма совсем не означает, что утильсбор в странах Таможенного союза – это взаимоисключающий платеж. До сих пор не понятно, освобождает ли уплата аналогичного сбора в РФ от взимания данного платежа в РБ в случае последующего ввоза автомобиля из России. По крайней мере, постановление № 172 конкретного разъяснения на этот счет не дает.

У отечественных автодилеров возникает следующий логический вопрос: если «двойной» утилизационный сбор все-таки подлежит уплате, то кто именно из субъектов хозяйствования должен это делать? Если белорусский импортер, то развитие его конкурентоспособности и доходности под большим вопросом. Если этот груз ляжет на плечи покупателя, он сразу же обратит свой взгляд на российский рынок, одновременно возрастет количество «серых» сделок. Как отмечают специалисты, проблему может решить межправительственное соглашение между странами Таможенного союза, которое выстроит единую политику относительно взаимных компенсаций уплачиваемого в соседней стране утилизационного сбора.

Надеемся, что в самое ближайшее время появится более четкое разъяснение механизма уплаты утилизационного сбора. Ведь реализация такого важного и высоконравственного государственного плана, как защита окружающей среды, не терпит никаких отлагательств.