Volkswagen понесет огромные убытки из-за обмана американского правительства
Немецкая компания Volkswagen выставила себя не в лучшем свете, обманув американское правительство в плане экологических норм своих автомобилей, из-за чего в понедельник акции компании резко упали. Также Volkswagen грозит штраф в $18 млрд, который может стать рекордным.
Volkswagen, уже признавшая свою вину, скрывала от американских властей реальные данные по выбросам машин с турбированным дизельным мотором объемом 2 л. За каждый проданный автомобиль с нарушениями агентство по охране окружающей среды (EPA) требует по $37,5 тыс. – всего таких машин с 2008 по 2015 год было продано 482 тыс. В списке моделей-нарушителей – Audi A3, Volkswagen Passat, Jetta, Beetle и Golf.
В блоках управления двигателей TDI имелся уникальный программный код, который позволял электронике автомобиля определять наличие устройств для тестирования выхлопных газов на присутствие вредных веществ. Поэтому контроль выбросов работал только во время проверки выхлопа. Как заявил директор EPA по вопросам загрязнения воздуха Кристофер Грандлер, выбросов было примерно в 40 раз больше, чем заявляла компания-нарушитель при проверках.
Модели 2015 и 2016 года с дизельными двигателями объемом 2 л по требованию EPA начали отзывать еще 18 сентября, а 20 сентября глава Volkswagen Мартин Винтеркорн официально признал нарушения и заявил, что компания сделает все, чтобы исправить это недоразумение. Информации об аналогичных моделях автомобилей в других странах нет. Неизвестно также, будут ли проводиться такие проверки за пределами США.
Все началось не в этот понедельник. Еще в 2014 году американская организация ICCT проверила два седана Volkswagen с дизельными двигателями: Jetta и Passat. Никто не удивился и итогам первого «лабораторного» теста – количество вредных веществ соответствовало заявленным показателям. Но как только машины выехали на дороги (а нормы выхлопа решили проверить не путем подключения аппаратуры, а просто засунув измерительный прибор в выхлопную трубу), то показатели были совершенно иными. Оказалось, что нормы выброса вредных веществ выше «лабораторных» от 5 до 35 раз. А позже появится цифра превышения в 40. Не процентов, а в 40 раз!
Оказалось, что дизельные автомобили концерна (пока речь идет только о марках Volkswagen и Audi) с 2,0-литровым дизельным мотором имели очень хитрое программное обеспечение. При подключении тестового оборудования силовой агрегат автоматически переходил в «зеленый» режим, а результаты исследования радовали экологов. И дизельные автомобили компании спокойно продавались в Калифорнии, где самые жесткие экологические стандарты в мире.
Дизельные варианты автомобилей Volkswagen появились на американском рынке в первой половине этого года, что позволило компании обогнать по продажам Toyota Motor. Впрочем, несложно догадаться, что сейчас репутация концерна в США, да и во всем мире, находится под угрозой.
В понедельник 22 сентября на бирже началась паника – бумаги Volkswagen за два дня упали со $162 до $106. Так резко акции концерна еще никогда не снижались. И это еще не конец. Наверняка серьезная проверка дизельные Volkswagen ждет и в других странах мира. О начале расследования уже заявили власти Южной Кореи, Италии, Германии, Швейцарии, Франции (а за ними подтянется и вся Европа). Пострадать могут и другие производители.
В прошлом году компания заработала 11,7 млрд евро – следовательно, если Volkswagen все-таки придется выплатить штраф, то она потеряет прибыль примерно за два года. Впрочем, убытки концерн несет уже сейчас из-за падения акций на Франкфуртской бирже на 23% – такого на мировом авторынке не было уже больше семи лет. В результате падения акций Volkswagen подешевела на 15,4 млрд евро.
Среди недавних похожих выплат штрафов автопроизводителями, хоть и гораздо более скромных, можно отметить два случая. Так, Toyota в прошлом году выплатила 1,2 млрд евро американскому правительству за прекращение расследования о бракованных ковриках и педалях. Также на прошлой неделе выяснилось, что General Motors должна властям США $900 млн – концерн скрывал информацию о дефектах в замках зажигания. Результат – 124 смертных случая.
Ну а глава Volkswagen AG Мартин Винтеркорн действительно может лишиться своей должности, причем уже в ближайшую пятницу на заседании наблюдательного совета. Да, все признают его одним из величайших менеджеров современности, который смог поднять концерн на небывалую высоту. Но ведь кто-то же должен понести наказание за потерянные миллиарды, к тому же об отставке Винтеркорна намекают и власти самой Германии. Предполагается, что на смену Мартину Винтеркорну придет нынешний глава Porsche Маттиас Мюллер.