В столице Швеции собралось около 800 журналистов, которых пригласили для первого показа нового Volvo XC90. Это была не ездовая презентация, а лишь демонстрация первых живых автомобилей. Мировая премьера пройдет только весной, на автосалоне в Женеве, когда автомобиль увидит широкая публика. После этого пройдут первые тест-драйвы новинки для прессы. Ну а пока мы посмотрели-потрогали новый шведский кроссовер, пообщались с его создателями и делимся впечатлениями.
Новой платформе – новую подвеску. Спереди теперь устанавливается «двухрычажка», а сзади – многорычажная схема, причем в качестве упругого элемента выступают не пружины, а поперечная рессора из композитного материала. Будет и вариант с пневмоподвеской, работающей в пяти режимах.
12 лет прошло с момента дебюта большого кроссовера Volvo XC90. И вот долгожданная замена пришла. В виде абсолютно нового XC90. Шведы ждали очень долго, копили силы и средства, чтобы разработать мощное оружие против гегемонии большой немецкой тройки. Задолго до премьеры в прессе публиковались фото-тизеры интерьера. Шведы нагнетали интерес к своей новинке, вызывая немалый ажиотаж. Получилось ли у них сделать абсолютно новый автомобиль? Без полноценного тест-драйва пока сложно сказать, но после короткого первого знакомства кое-какие впечатления все же есть.
Переднеприводная модификация будет доступна лишь с дизельным двигателем D4 (190 л.с.). Полный привод по традиции будет реализован с помощью многодисковой муфты Haldex. Правда, на гибридной версии T8 будет иная схема. Там задние колеса будет приводить в движение электромотор.
Для компании Volvo это, безусловно, большой шаг вперед. Технологии, дизайн, безопасность. Все это вышло на новый уровень. Создатели предрекают этому автомобилю стать едва ли не самым безопасным за всю историю мирового автомобилестроения. А его дизайн станет началом нового стиля для других моделей марки. В общем, Volvo XC90 уготована роль автомобиля знакового, практически эпохального в том смысле, что с него начнется новая эпоха марки Volvo на мировой автомобильной арене.
Еще одна фишка – в новой платформе на изначальном уровне заложены места под батареи и тяговые электромоторы, так что будущие гибриды и электромобили по компоновке салона, объему багажника и удобству салона ничем не будут отличаться от «обычных» машин.
Чем же собираются удивлять, поражать и привлекать покупателей шведские специалисты? Пойдем по-порядку, чтобы не запутаться. О том, что Volvo XC90 совершенно новый автомобиль, говорит тот факт, что он построен на разработанной с нуля платформе, получившей название SPA (Scalable Product Architecture). Главное преимущество этой платформы – широкие возможности трансформации. Это означает, что в дальнейшем на этой же платформе будут построены новые модели, а точнее – автомобили 60-й и 80-й серии. Платформа позволяет изменять длину колесной базы, высоту капота, крыши и лишь один параметр остается неизменным – это расстояние от передней оси до передней двери.
Отдельно спасибо мы сказали Хальнеусу за решение сделать турбину и компрессор разными блоками. В том же TSI от VW эти агрегаты объединены в единый блок, что при ремонте влетает в нескромную сумму.
Следуя всемировому тренду, инженеры Volvo пошли по пути даунсайзинга при разработке гаммы моторов. Теперь линейка моторов состоит из агрегатов серии Drive-E. Все они сделаны на основе одного четырехцилиндрового блока и отличаются степенью форсировки. Базовым станет 190-сильный дизель D4 с 400 Нм крутящего момента. Следующим в иерархии станет 225-сильный двигатель D5 (470 Нм). Линейку бензиновых моторов откроет 254-сильный T5, развивающий 350 Нм крутящего момента. В версии T6 этому мотору, помимо турбины, помогает еще и механический компрессор. Как нам поведал Йохан Хальнеус, руководитель отдела разработки двигателей, этот мотор по отдаче сопоставим с прежним мотором V8. За счет применения турбины и компрессора удалось избавиться от турбоямы и выровнять полку крутящего момента. Максимальная тяга в 400 Нм развивается при 2200 об/мин и длится вплоть до 4500 об/мин. Максимальная мощность двигателя – 320 л.с.
Черный кофр посередине – батареи гибрида. Электромотор интегрирован в заднюю ось.
На вершине гаммы будет гибридная версия, суммарная мощность которой достигает 400 л.с. 320 из них выдает бензиновый двигатель, а 80 л.с. добавляет электромотор. Крутящий момент – впечатляющие 640 Нм! До сотни версия T8 разгоняется за 6,4 секунды. Гибрид умеет ездить в трех режимах: Pure – на чистой электротяге. Запас хода при этом составляет 40 км. Hybrid – ДВС вращает передние колеса и одновременно подзаряжает аккумуляторы. Power – гибридная установка работает в полную силу, то есть ДВС вращает передние колеса, а электромотор – задние.
Все модификации XC90 будут укомплектованы одной единственной трансмиссией – восьмидиапазонный «автоматом», разработанным специально для новинки.
Кузов Volvo XC90 построен с широким применением высокопрочных сталей. Это позволило даже без «алюминиевых» ухищрений снизить массу нового автомобиля на 125 кг по сравнению с предшественником. И, как утверждают шведы, новый XC90 в среднем на 200 кг легче основных конкурентов. Колесная база автомобиля – почти три метра, что позволило сделать салон максимально просторным и разместить там три ряда сидений, но к интерьерным штучкам мы еще вернемся.
Как признался Томас Ингенлат, значительная часть дизайнерских решений была «зарублена» технологами и инженерами, что, впрочем, является традиционной практикой.
О новом стиле много и вдохновенно рассказывал нынешний главный дизайнер Volvo Томас Ингенлат. Первые пробы пера были реализованы в Volvo Concept Coupe и Volvo Concept XC Coupe в 2013 и 2014 году. Уже тогда можно было погадать о том, как будет выглядеть серийный Volvo XC90. Конечно, от концептов ему достались лишь считанные детали. Например, светодиодные дневные ходовые огни, которые шведы называют «Молотами Тора». Кроме того, можно отметить вертикальную решетку радиатора и чуть обновленную эмблему.
Когда в ходе презентации с автомобиля было снято покрывало, восторженного «уууух» по набитому журналистами залу не пронеслось. Автомобильная пресса достаточно капризна, и ее надо уметь удивить. Уже потом, когда можно было подойти к автомобилям поближе, в беседах коллег то и дело проскакивали сравнения с конкурентами.
Если фронтальная и задняя часть автомобиля обладают некоторой долей самобытности, то при взгляде сбоку видишь просто очередной большой кроссовер, похожий на всех конкурентов разом. С другой стороны, аудитории этого автомобиля не нужен радикальный дизайн, который имеет свойство быстро утрачивать актуальность. Автомобиль выглядит современно, технологично и величественно. Солидный кроссовер для солидных людей. Опять же, спорить о дизайне – дело неблагодарное. Просто смотрите на фото решайте для себя, нравится или нет.
Качество интерьера и его проработка понравились. Чего стоят только отделанный хрусталем рычаг КПП в гибридной версии. Кнопка запуска двигателя и колесико переключения режимов пневмоподвески – тоже из хрусталя.
Интерьер – еще одна дизайнерская находка Томаса Ингенлата. Чистота линий и форм – вот главная задумка дизайнера. Идея освободить салон от излишнего количества кнопок воплотилась в большом цветном тачскрин дисплее на центральной консоли. А чем были плохи кнопки? Тем, что новое поколение пользователей смартфонов привыкли управляться множеством функций одним касанием пальцев. Нужно было чем-то привлекать молодежную аудиторию.
Картинку с навигации можно перенести на полностью электронную приборную панель, прямо между скромными нарисованными спидометром и тахометром. В отличие от электронных приборок Jaguar и Mercedes-Benz, здесь нет переливающихся градиентов и нарисованного хрома – только строгий минимализм. Оказывается, как мало иногда нужно для счастья.
Навигационный блок в интерфейсе Sensus расположен выше всех, чтобы быть прямо перед глазами, и имеет кнопочку «maximize» – увеличение карты во весь экран.
Нам понравилось, как реализована работа с управлением дополнительными функциями на экране. «Рабочее» окно имеет самый большой размер, занимая три четверти экрана. Остальные «приложения» в сжатом виде помещаются внизу экрана. Если нужно от навигации обратиться к настройкам климат-контроля, просто нажмешь нужное окошко, и оно разворачивается в полный размер, а работавшая навигация сворачивается и помещается внизу. Но по-прежнему продолжает работать в фоновом режиме. При необходимости к ней можно так же быстро вернуться. Отличная реализация! Нет необходимости каждый раз выходить в основное меню. Кроме того, систему можно полностью синхронизировать со смартфоном на iOS или Android, получив доступ ко всей информации на своем мобильном устройстве с большого экрана автомобиля.
Подушка центрального сидения второго ряда может подниматься, чтобы сюда мог с комфортом сесть подросший ребенок, а ремни безопасности продолжали работать эффективно.
Прорвавшись сквозь толпу страждущих, нам на пару минут удалось забраться на место водителя. Понравилось. Шикарные анатомические кресла, широченные диапазоны регулировок и ощущение простора одновременно с чувством уюта и защищенности. Простор на задних сиденьях – королевский, причем для пассажиров предусмотрено свое управление климатом. Галерка, по заверениям производителя, предназначена для пассажиров ростом до 170 см. Забраться туда не удалось, так что поверим на слово. Двери закрываются с благородным причмокиваением, да и вообще, интерьер создает ощущение дороговизны и премиальности. То что надо для навязывания борьбы в своем сегменте.
Салон приветственной серии First Edition отличают отделанные наппой янтарного цвета кресла, обтянутая чёрной кожей панель приборов, ореховые декоративные вставки.
Первая партия XC90 под названием First Edition составила 1927 экземпляров (год основания компании), которые начали продавать с 3 сентября через сайт компании. В течение 47 часов все автомобили был раскуплены. Машины получат накладки на порогах с индивидуальным номером и уникальную эмблему на задней двери, богатейшее исполнение Inscription (восьмиспицевые диски Inscription диаметром 21 дюйм, аудиосистема Bowers & Wilkins, пневмоподвеска). Но цвет кузова один – чёрный Onyx. Зато мотор можно будет выбрать: бензиновый T6 или дизельный D5.
Уже в следующем году на дороги Гетеборга выйдут сто автомобилей Volvo с полностью автономным управлением. А пока XC90 оснащен продвинутой системой круиз-контроля – дальше только автопилот.
Безопасность – один из столпов, на котором зиждется имидж марки Volvo. Этому аспекту конструкторы уделяют огромное внимание. Для начала вольвовцы рассказали о своей новой программе Vision 2020. Согласно ей, к 2020 году за рулем автомобилей Volvo не погибнет ни один человек. Более того, ни один не получит травмы. Не пострадает ни один пешеход и даже ни один автомобиль Volvo не попадет в аварию. Фантастика? Судя по тому, какую огромную работу проводят шведские конструкторы в этом направлении, все очень даже реально.
Чем же может похвастаться новый Volvo XC90? Помимо уже давно известных и зарекомендовавших себя систем вроде City Safety (распознает автомобили, велосипеды и пешеходов и предотвращает наезды на них) есть и новинки. Run Off Road Protection призвана обезопасить пассажиров при возможном съезде с дороги, например, в кювет. Распознав «несанкционарованный» съезд с дороги, система подтянет ремни безопасности, а перед неминуемым столкновением затянет их еще туже. Ну а далее сработает весь комплекс мер пассивной безопасности, начиная с надувных подушек и заканчивая «отстегивающейся» педалью тормоза.
Систему кругового обзора новинкой не назовешь, потому что аналогичные варианты есть у именитых конкурентов, равно как и автоматические ассистенты парковки.
Еще одна новинка носит название Auto brake at intersections. Система призвана предотвратить столкновение в том случае, если вы на перекрестке не заметили выезжающий автомобиль, например, при повороте налево не заметили «встречку». Очень интересно проверить, как это будет работать в реальных условиях плотного движения. Есть здесь и нечто вроде автопилота: функция помощи при медленном движении подразумевает, что следуя за впереди идущим автомобилем в пробке, XC90 самостоятельно разгоняется, тормозит и поворачивает руль.
Ширина – 2008 мм (прибавка 73 мм), высота – 1775 мм (минус девять). Стандартный клиренс равен 237 мм. При наличии пневмоподвески кузов можно опустить на 50 мм при погрузке, а в режиме Offroad приподнять на три сантиметра. Но дорожный просвет останется на уровне 267 мм только на скоростях ниже 30 км/ч. На высокой скорости машина приседает на 20 мм ради снижения сопротивления.
Белорусские цены на новый Volvo XC90 пока не озвучены, но в России машина будет стоить… от 2,8 млн. рублей. Прежний автомобиль был значительно дешевле, за что и пользовался неплохим спросом. Безусловно, новый XC90 лучше во всех отношениях, вот только готовы ли будут покупатели к цене, как у представителей большой немецкой тройки?
Подробную информацию о Volvo XC90 смотрите в нашем АвтоКаталоге