Состоялась премьера четвёртого поколения бестселлера чешской марки – модели Octavia. Суммарное число выпущенных автомобилей разных поколений превысило 6,5 миллиона, а потому этого обновления ждали очень многие. Подробно рассматриваем новый облик машины, изменения в салоне, продвинутые ассистенты управления, широкую моторную гамму, а также незначительные, но очень полезные мелочи в рамках философии чешского бренда Simply Clever.
В этом году Skoda Octavia может отмечать свой 60-летний юбилей на авторынке. Правда, в современной истории новое поколение всё же считается четвёртым по счёту. Дело в том, что оригинальная модель с таким же названием выпускалась с 1959 по 1971 год. А потом после продолжительного 25-летнего перерыва состоялся перезапуск серии и в 1996 году появилось новое поколение, которое опять считалось первым. Совсем же недавняя третья Octavia запомнилась многим своим рестайлингом: разделённые блоки передней оптики породили многочисленные дискуссии, но не оставили автолюбителей равнодушными. Что ж, четвёртое поколение от подобного эксперимента отказалось, однако всё равно изменилось кардинально.
Передняя часть Skoda Octavia изменилась значительно, но по-прежнему остаётся узнаваемой благодаря фирменной десятигранной решётке радиатора, которая выглядит ещё более массивной, чем прежде. Оптика теперь вновь объединена в один блок, а её прямоугольная форма чем-то напоминает модели братского бренда Audi. В топовых комплектациях фары могут быть матричными. Также укрупнённый радиатор позволил убрать воздуховоды из нижней части бампера и теперь вся передняя часть выглядит более подтянутой.
В профиль автомобиль тоже изменился значительно. Благодаря сложному изгибу металла на дверях передняя и задняя колёсные арки теперь визуально более гармонично объединены, без резкого разделения автомобиля на три сегмента. Задняя стойка, линия остекления и наклон крыши теперь формируют более динамичный образ автомобиля.
Новое поколение Octavia стало больше предшественника не только визуально: длина выросла до 4 689 мм (прирост в 22 мм для универсала и в 19 мм для хэтчбека), а ширина была увеличена на 15 мм и теперь составляет 1 829 мм. Длина колёсной базы осталась прежней – 2 686 мм, однако инженерам удалось увеличить пространство заднего ряда в области колен на 5 мм. Прирост наблюдается и в багажном отделении, которое и до этого было одним из самых вместительных в классе. Теперь же объём багажника у хэтчбека составляет 600 л (+10 л), а у универсала – 640 л (+30 л).
Изменилась и крышка багажного отделения, обзаведясь уже обязательной для каждой современной модели крупной надписью с названием марки.
Новая Skoda Octavia преобразилась и сзади. И касается это, прежде всего, задней оптики. По сути, с 1996 года три поколения модели оснащались вертикальными блоками фонарей узнаваемой формы, которые в течение этих десятилетий менялись эволюционно. И вот в Octavia 2020-го модельного года задняя оптика стала горизонтальной. Естественно, она светодиодная, с характерной планкой ходовых огней уникальной формы.
Из изменений также стоит отметить новый бампер и пропавшие патрубки выхлопной системы. Дополняют образ легкосплавные колёсные диски размером до 19 дюймов и три новых цвета кузова: Crystal Black, Lava Blue и Titanium Blue. Также в качестве опции доступны декоративные пакеты Chrome и Dynamic.
Интерьер новинки также был кардинально переработан. Особое внимание дизайнеры уделили центральной консоли, которая теперь имеет многоуровневую структуру с большим экраном мультимедийной системы по центру. Изменился дизайн и рулевого колеса, которое теперь двухспицевое (или спортивное трёхспицевое в качестве опции) и может оснащаться обогревом, а также мультифункциональными кнопками, позволяющими управлять 14 различными функциями автомобиля.
Была переработана и отделка дверей, а также дизайн ручек. За особую атмосферу в салоне Skoda Octavia отвечает декоративная подсветка, которая освещает центральную консоль и двери 10 цветовыми оттенками на выбор.
Среди опций комфорта можно выделить трёхзонный климат-контроль, передние сидения не только с подогревом, но и с опцией вентиляции и массажа. Массаж также доступен и для заднего ряда, но в «топовых» комплектациях. Также обращает на себя внимание – исчезнувший рычаг переключения передач АКПП, который теперь заменён на нефиксируемый селектор. Опять же, как у ещё одной недавней премьеры концерна – у Golf VIII.
Не исчезла и фирменная философия чешского бренда Simply Clever. В новой Octavia нашлось место таким удобным «фишкам», как кармашки для смартфонов на спинках передних кресел, места хранения для зонтика и щётки для рук в передних дверях, солнцезащитные шторки для заднего ряда, мини-мусорки в дверях, электрический фаркоп, а также разнообразные органайзеры для вещей и коврики для багажного отделения.
Среди систем и функций безопасности можно отметить новый проекционный дисплей, который выводит на лобовое стекло текущую скорость, важную дорожную информацию, указания навигационной системы.
Уже начальные версии Skoda Octavia оснащаются 8,25-дюймовыми дисплеями, а в более продвинутых комплектациях размер увеличивается до 10 дюймов. Такими же системами оснащается и новый VW Golf VIII. С их помощью можно управлять практически всеми системами автомобиля, а также соединять с мобильными платформами Android Auto, Apple CarPlay и MirrorLink. Также мультимедийная система может иметь постоянный доступ в интернет благодаря технологии eSIM, что позволяет получать актуальную дорожную информацию, стримить радио и видеоконтент.
Управлять мультимедийной системой также можно с помощью жестов или голосом благодаря фирменному ассистенту Laura Digital Assistant, который понимает обычную речь на шести языках (но едва ли поддерживает, например, русский). Из технологичных новинок можно отметить и новый экран на панели приборов Virtual Cockpit размером 10,25 дюймов. Он полностью настраиваемый в рамках четырёх сценариев: Базовый, Классический, Навигация и Режим помощи в управлении, а версии Octavia RS дополнительно поддерживают режим Sport.
Впервые модель оснащается новой системой предотвращения столкновений, которая помогает в управлении, например, в случае вероятности наезда на пешехода, велосипедиста или столкновения с другим автомобилем. Система помощи в поворотах распознаёт встречный трафик при повороте налево и в случае опасности столкновения предупреждает водителя или даже автоматически останавливает автомобиль.
Также есть системы безопасности, которые предупреждают о заторе впереди или помогают сделать выход из машины безопаснее. Octavia оснащается и новой системой предиктивного круиз-контроля, который отслеживает скорость автомобилей спереди и подстраивает под них скорость движения машины в диапазоне до 210 км/ч. Адаптивный круиз-контроль может даже самостоятельно останавливать автомобиль и начинать движение, что будет удобно в пробках. Есть и функция безопасной остановки автомобиля в случае, если водителю стало плохо во время движения.
Что же касается силовых установок, то на европейском рынке их будет довольно много.
Бензиновые двигатели включают в себя три варианта. Стартовым является 1-литровый TSI EVO, который комбинируется с 6-ступенчатой МКПП и выдаёт мощность 110 л.с. и 200 Нм крутящего момента. Время разгона до «сотни» у такой пары занимает 10,6 с, а максимальная скорость составляет 207 км/ч (203 км/ч для универсала). Двигатель 1.5 TSI EVO также агрегатируется с 6-ступенчатой МККП и выдаёт 150 л.с. и 250 Нм крутящего момента. Разгон занимает 8,2 с, а «максималка» составляет 230 км/ч (224 км/ч для универсала). Комбинированный расход топлива составляет около 5 литров на 100 км. Самый мощный двигатель – 2-литровый TSI – комбинируется с 7-ступенчатой АКПП DSG и с системой полного привода. Его мощность составляет 190 л.с., а крутящий момент в пике достигает 320 Нм. Динамика разгона может порадовать – 6,9 секунды до 100 км/ч, как и максимальная скорость – 232 км/ч (234 км/ч для универсала).
Дизельный мотор один – 2-литровый турбодизель, но в различных версиях. Самый маломощный (116 л.с.) может работать с 6-ступенчатой МККП (крутящий момент – 300 Нм, 10,3 секунды до «сотни», 211 км/ч «максималки») или с 7-ступенчатой АКПП DSG (250 Нм, 10,8 с до 100 км/ч, максимальная скорость – 209 км/ч). Более мощная версия мотора (150 л.с.) может оснащаться 6-ступенчатой МККП или 7-ступенчатой DSG с передним или полным приводом. Диапазон крутящего момента составляет 340-360 Нм, разгон до 100 км/ч – от 8,7 до 8,9 сек, а максимальная скорость – от 217 до 228 км/ч. «Топовая» версия мощностью 200 л.с. и с 400 Нм крутящего момента набирает первые 100 км/ч за 7,1 секунды, а максимальная скорость составляет 235 км/ч.
Впервые в линейке Octavia появились и гибридные версии. «Умеренные» гибриды основываются на 1-литровом или 1,5-литровом моторах и сочетаются только с 7-ступенчатой АКПП DSG. Их мощность составляет, соотвественно, 110 или 150 л.с., а крутящий момент – 200 или 250 Нм. Благодаря 48-вольтному стартер-мотору и 48-вольтной литий-ионной батарее, автомобиль может накапливать энергию торможения и использовать её во время разгона или движения в определённых условиях, вообще не задействуя ДВС. Таким образом достигается экономия топлива вплоть до 10% и снижаются вредные выбросы в атмосферу.
Полноценная гибридная Octavia iV оснащается бензиновым мотором 1.4 TSI мощностью 156 л.с. и 6-ступенчатой DSG. Сочетается силовая установка со встроенным в коробку электромотором мощностью 75 кВт. В результате суммарная мощность всей системы может достигать 204 л.с., а крутящий момент – 350 Нм. Разгон до 100 км/ч у гибрида занимает всего 7,9 секунды, а максимальная скорость – показателя в 220 км/ч. Естественно, при этом расход топлива должен быть низким, но насколько производитель пока не сообщает. Зато на чистой электротяге можно проехать до 55 км. Правда, заплатить за гибридизацию придётся уменьшением багажного отделения примерно на 25%.
В продаже четвёртое поколение Skoda Octavia на европейском рынке начнётся уже в начале 2020 года. Причём первыми будут доступны версии универсал, а хэтчбек появятся спустя несколько недель, что объясняется высокой популярностью у покупателей именно первого типа кузова. На территории СНГ появление новинки ожидают в IV квартале 2020 года. Автомобиль будет собираться в России, причём, возможно, в двух типах кузова.