А если точнее – Volga. Возрожденный бренд представили 21 мая, причем представили сразу три модели, который относятся к самым популярным сегментам российского рынка: седан D-класса Volga C40, кроссовер С-класса Volga K30, и флагманский кроссовер Volga K40, относящийся к сегменту SUV-D. Естественно, все они оказались фактическими клонами китайских автомобилей, а конкретно – моделей из линейки Changan.
РЫНОК ТРЕБУЕТ!
Можно долго рассуждать на тему «китайцы все захватят», но мы предпочитаем видеть объективную картину мира. Поэтому обратимся к самой объективной науке: статистике. Итак, на январь 2024 года в России было зарегистрировано около 1 450 000 автомобилей китайского производства. В эту категорию входит весь транспорт, относящийся к категории В водительском удостоверении – легковушки, кроссоверы, внедорожники, минивэны и т.д. Кстати, для справки: на грузовом фронте тоже наблюдаются интересные тенденции: 70% дилерских центров, торгующих коммерческой техникой, уже относятся к китайским брендам.
Но вернемся в легковой сегмент. Согласно данным, в апреле 2024 года 94% ввезенных в Россию новых автомобилей были импортированы из Китая. Что интересно, на втором месте – Киргизия, с результатом в 1,7%. Впрочем, поскольку «лавочку» с очень «льготными» таможенными тарифами уже прикрыли, можно ожидать, что южный сосед очень скоро «покинет чат». Из Беларуси, как бы мы не удивлялись бесконечным потокам «на Россию», было ввезено только 1,2% новых автомобилей.
При этом на рынке подержанных авто ситуация совсем другая. Здесь лидер по импорту – Япония (привет, Владивосток!), с результатом 66%. На втором месте – Южная Корея со своими 13,4%. А вот на третьем как раз-таки Беларусь: те самые нескончаемые потоки автовозов переместили в Россию 9,3% от общей массы автоимпорта.
Резюмируем: если на «бэушке» у покупателя выбор есть (точнее – был), то в сегменте новых авто наступает окончательный «ахтунг». Если кто-то еще не решился пересесеть на «китайца», но в ближайшие годы планирует сменить авто, выбирать ему все равно придется среди брендов из Поднебесной. Причем ситуация развивается настолько стремительно, что несмотря на такие рекордные поставки, на среднюю «температуру по палате» китайские автопроизводители не влияют от слова «никак». Имеющиеся почти полтора миллиона в России составляют мизерную долю от общей массы в 46,36 млн авто, зарегистрированных в ГИБДД. А самыми популярными числятся бренды Лада (28,7%), Toyota (9,2) и Hyundai/Kia у каждого из которых по 5,7%.
ИСТОРИЯ ЦИКЛИЧНА
Для Горьковского автозавода сотрудничество с иностранными партнерами не в новинку. Собственно, с него и началась его история: в 1929 году было подписано соглашение с концерном Ford, после чего и началось строительство автомобильного завода. Первенцем также стала модель на базе грузовичка Ford – речь о легендарном ГАЗ-АА, на плечи которого легла вся нагрузка во времена ВОВ.
В советское время ГАЗ считался флагманом: он выпускал практически полную линейку автомобилей, начиная с министерских «Чаек» и заканчивая популярными грузовиками ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Однако с началом перестройки стало очевидно, что на старых разработках далеко не уедешь: министры пересели на «ЗИЛы», а непосредственно «Волги», о которых мечтало несколько поколений советских людей, вдруг резко поблекли на фоне любой, даже очень старой иномарки.
Рестайлинги и обновления не помогали: очень старая, как сейчас модно выражаться, «платформа» не позволяла сделать из «Волги» хоть что-то похожее на современный, комфортабельный и безопасный автомобиль. Даже экзотический ГАЗ-3111, очень сильно впечатливший дизайном, был, по сути, все той же «баржей», как называли «Волги» в СССР.
Спасением для завода тогда стала «Газель» – линейка коммерческой техники хоть и имела примерно такой же невысокий уровень надежности, однако была спроектирована на уровне тогдашних зарубежных аналогов, но стоила заметно дешевле. С легковой линейкой такой удачи не случилось: все перспективные разработки были отправлены в утиль, а вместо них тогдашний собственник завода Олег Дерипаска сделал «финт ушами». В США был полностью приобретен конвейер по выпуску Dodge Stratus (и его аналогов), вместе с лицензией и техдокументацией.
Новинку назвали Volga Siber. Назвать выбор странным – не сказать ничего. Модель хоть и была прогрессивной, но совершенно не вписывалась в европейский формат. При огромных габаритах – весьма посредственная вместительность. Двигатели объемом 2-2,4 литра, длинные свесы, слишком мягкая для российских дорог подвеска и клиренс всего 140 мм… До сих вспоминается репортаж авторитетного российского издания «Авторевю» с Дмитровского полигона, где новинка проходила испытания. На трассе «брусчатка» автомобиль раскачивался так, что ударялся о дорогу бензобаком, расположенным в заднем свесе…
В общем, изначально мертворожденный проект протянул недолго: Siber выпускался всего два года, с 2008 по 2010, и несмотря на то, что продажей занимался 121 дилерский центр по всей России, за все время было произведено всего 8 933 единицы. Учитывая все затраты по покупке, доставке и наладке конвейера, а также сопутствующие расходы (ребрендинг, обучение персонала и сотрудников дилерских центров, закупку комплектующих и запчастей и т.д.), Siber получился даже не «золотым», а «титановым». А точнее – «калифорнийским»: оказывается, металл Калифорний является самым дорогим в мире, и оценивается в $27 млн долларов США за 1 грамм.
После такого провала легковую линейку ГАЗа похоронили окончательно, причем приказ о прекращении выпуска Siber дал никто иной, как Бу Андерссон, тогдашний президент «Группы ГАЗ». Все новости о возможном возобновлении производства и разработке новой модели автоматически считались первоапрельской шуткой, и о «Волгах» постепенно забыли. И вряд ли бы вспомнили, если бы не происходящие события, которые резко изменили картину на российском авторынке. Именно они стали причиной прихода Changan в Нижний Новгород.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО: CHANGAN AUTOMOBILE GROUP
Все знают, что китайских автомобильных брендов очень много, и становится еще больше, едва ли не ежедневно. Поэтому очень важно знать, что это за компания, в каких объемах производит продукцию, и имеет ли необходимые компетенции для создания современных автомобилей.
У Changan Automobile Group полный порядок по всем пунктам. Первые автомобили она выпустила в 1957 году – это были армейские внедорожники. В 80-х компания заключила лицензионное соглашение с японской Suzuki, а в 1993 создало совместное предприятие, выпускавшее малолитражки и минифургоны. В 2001 китайцы создали СП с Ford, и выпускало Fiesta, Focus и даже Taurus. В 2021 также появилось СП с Mazda.
Далее Changan посчитал, что накопил достаточно опыта, и начал выпуск под собственными брендами, коих было аж шесть! И деятельность на данном поприще можно признать успешной: Changan стал первой компанией среди всех китайских, перешагнувшим отметку в 20 миллионов выпущенных авто. И на сегодня на китайском рынке компания занимает 4 место по ежегодным объемам выпуска.
Кстати, «Волга», а точнее – Volga, это уже не первый визит Changan в Россию в качестве не просто продавца, а именно производителя. В 2017-2019 года на Липецком «Моторинвесте» осуществлялась «отверточная» сборка популярного кроссовера Changan CS35. Методом крупноузловой сборки было выпущено около четырех тысяч экземпляров.
VOLGA РАЗ, VOLGA ДВА, VOLGA – ТРИ!
Слухи о выпуске новых «Волг» появились относительно недавно, и вполне себе могли так и остаться слухами, если бы не другой «российский» проект. Конечно же, речь о «Москвиче»: слегка «переодетые» JAC стали популярным объектом насмешек, особенно после торжественного «запуска» производства. И поэтому, когда слухи о возрожденных «Волгах» стали появляться все чаще, даже бабулька из почти опустевшей деревни где-нибудь под Сызранью, у которой из источников информации есть только газеты и радиоточка, знала наверняка: это будет «китаец».
Загадкой оставался лишь бренд, но и это вскоре стало известно: на территории завода был сфотографирован белый седан без опознавательных знаков. Эксперты распознали в нем Changan Raeton Plus. Именно это и превратился в Volga C40. По габаритам эта машина близка к вожделенной россиянами Toyota Camry. Габаритная длина – 4800 мм, ширина 1825 мм, высота – 1465 мм. Колесная база составляет 2770 мм.
Вторым представителем линейки стал кроссовер C-класс Volga K30. Его «донором» является модель суббренда Oshan, и называется она Х5 Plus. Представлен кроссовер была в 2022 году, однако на самом деле биография у него более обширная: до рестайлинга он назывался просто Oshan X5, и был представлен еще в 2020 году. Его габаритная длина составляет 4540 мм, ширина и высота – 1860 и 1620 мм соответственно. Колесная база – 2715 мм.
Среднеразмерный кроссовер Volga K40 в прошлой жизни назывался Changan UNI-Z. По габаритам он почти догоняет седан: длина, ширина и высота составляют 4730 x 1890 x 1680 мм соответственно.
Все три модели имеют одинаковую спецификацию: только передний привод, только турбированный 1,5-литровый бензиновый мотор, и только 7-ступенчатый преселективный «робот» с двумя мокрыми сцеплениями. Двигатель развивает мощность 188 л.с., максимальный крутящий момент – 300 Нм.
О характеристиках ничего не сообщается, однако, благо что технической части российский «производитель» не касается, можно ориентироваться на исходные модели. Так, Oshan X5 Plus ускорялся с места до 100 км/ч за 7,5 секунды (что является очень неплохим результатом), а средний расход топлива заявлялся на уровне 6,2 литра.
О комплектациях никакой информации не сообщается. Указано лишь, что в мультимедийную систему будут интегрированы различные приложения, популярные у российских автомобилистов. Цены также обещали озвучить позже, однако в Сети уже «вагнуют» – будет как с «Москвичами», которые оказались заметно дороже «исходных» JAC. Однако в данной ситуации провести параллели между Changan и Volga не получится: все три модели до этого на российский рынок не поставлялись, поэтому нельзя будет сказать, что они подорожали.
Кстати, раз уж вспомнили о «Москвиче», стоит упомянуть и еще одно важное отличие проекта Volga. Если китайским JAC просто переклеили эмблемы, то нижегородцы «разорились» на целый фэйслифтинг: у всех трех моделей заменен передней бампер и решетка радиатора (это единый элемент), дизайн которых выполнен на «волговский» мотив.
Выпускать Volga будут в Нижнем Новгороде, но не в прежних цехах, а новых – там, где еще несколько лет назад собирали Volkswagen и Skoda. Реализовывать Volga будут через дилерскую сеть Skoda – но эта информация пока не имеет официального подтверждения.