Начало года отличается не только затишьем в среде автомобильных новинок, но и является подходящим временем для подведения итогов. Именно с этой целью представители Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) организовали пресс-конференцию, в ходе которой поделились информацией об основных трендах развития отечественного рынка новых автомобилей в 2018 году и своими ожиданиями от наступившего года.
Следует отметить, что после предыдущего годового подведения итогов продаж новых автомобилей, представители БАА смотрели в будущее с осторожным оптимизмом и прогнозировали небольшой рост основных показателей рынка. Что ж, 2018-й смог удивить! Всего за прошедший год на белорусском рынке было реализовано 52 835 новых автомобилей – и это исторический максимум. Для сравнения, годом ранее было продано 34 255 машин. Таким образом, рост рынка составил впечатляющие 54%.
С чем же можно связать такую заинтересованность белорусов в новых машинах? Во время своего выступления председатель правления БАА Сергей Михневич отметил, что рост продаж связан, в первую очередь, с доступными инструментами финансирования. Так, значительную часть новых машин клиенты приобретали, не располагая всей необходимой для этого суммой. О том, чем это может обернуться в наступившем году чуть позже, а пока чуть подробнее о статистике.
Традиционно наибольшей популярностью у белорусских покупателей пользуются легковые автомобили B класса. Всего за 2018 год было реализовано 22 136 машин, рост составил +93%. Лидером класса впервые стала LADA Vesta – 5 296 автомобилей (рост +776%). На второе место сместился белорусский бестселлер нескольких предыдущих лет – Volkswagen Polo – 4 908 машин (+25%). Замыкает тройку Renault Logan – 3 250 автомобилей (+41%).
Вторыми по популярности стали среднеразмерные кроссоверы, совокупные продажи которых достигли уровня 11 758 автомобилей (рост на 45%). Этот сегмент сейчас является наиболее востребованным в мире и выступает в роли локомотива продаж у многих автопроизводителей. Самым продаваемым кроссовером на нашем рынке оказался Renault Duster – 2 359 автомобилей с незначительным ростом по сравнению с прошлым годом в 4%. Модель от этого же производителя замыкает тройку лидеров сегмента – Renault Kaptur с показателем 1 783 машины (-2%).
А вот на вторую строчку рейтинга в сегменте SUV-С ворвался белорусско-китайский кроссовер Geely Atlas, который показал рекордный рост продаж на рынке среди всех моделей (+1 158%) и разошелся суммарным тиражом 2 315 экземпляров. Уже в феврале на рынке появится версия с более производительным турбированным мотором, которая может привлечь еще больше покупателей и потеснить в итоге ветерана в лице Duster с лидерской позиции. В 2019 году СЗАО «БелДжи» планирует выпустить примерно 22 тысячи автомобилей. Если существующие пропорции продаж сохранятся, то треть от этого числа будет реализована у нас в Беларуси, причем именно на долю Atlas должно прийтись примерно 45-50% от общего числа продаж.
Третьим по востребованности на нашем рынке стал сегмент компактных кроссоверов SUV-B класса, в котором было продано 5 986 автомобилей (рост на 36%). Лидерство здесь удерживает модель Renault Sandero Stepway (2 976 шт., +1%), вторую строчку занимает Hyundai Creta (1 346 шт., +57%), на третьем месте – LADA Xray (1 310 шт., +259%).
Значительно менее популярным у наших покупателей является сегмент легковых автомобилей С класса, где было реализовано по итогам года 2 614 новых машин, а рост составил 31%, что ниже среднего по рынку. Здесь лучше всего продавалась Nissan Almera (940 шт., +72%), второй по популярности моделью стала Skoda Octavia (628 шт., +44%), значительно меньшим спросом пользовалась немецкая модель российской сборки Volkswagen Jetta (295 шт.), чьи продажи даже упали на 30% по сравнению с 2017 годом.
Сегмент кроссоверов D класса немного отстал по количеству продаж от С-седанов, но значительно обогнал их по темпам роста – 1 987 экземпляров и +86%. В нем наибольшей популярностью пользовался Nissan X-Trail (703 автомобиля, +59% роста), вторую строчку с куда меньшими показателями занял Mitsubishi Outlander (207 шт., +38%), немного отстает от него, но опережает по росту привлечения клиентов Renault Koleos (162 шт., +350%).
На шестой строчке рейтинга популярности разместились также кроссоверы – сегмент SUV-E. В нем всего было реализовано 1 303 автомобиля, а темпы роста также оказались впечатляющими – +80% по сравнению с 2017 годом. Здесь абсолютное первенство захватила прошлогодняя новинка на нашем рынке – вместительный кроссовер Skoda Kodiaq, который пришелся по душе белорусским покупателям и разошелся тиражом 553 экземпляра. Следующие две строчки делят представители премиум-сегмента: Audi Q7 (134 шт., +14%) и Toyota Land Cruiser Prado (119 шт., +32%).
Рубеж в тысячу проданных экземпляров смог преодолеть и сегмент седанов D класса. Здесь себя по-прежнему уверенно чувствует Toyota Camry, на долю которой приходится почти треть всех продаж – 305 автомобилей и рост в 42%. На второй позиции разместилась Mazda 6 – 162 проданных машины и незначительное падение спроса на 2%. Третьим оказался Volkswagen Passat – 98 автомобилей и рост в 7%.
В сегменте седанов Е класса сложилась довольно интересная ситуация: общие продажи составили 232 автомобиля с незначительным падением в 1% по сравнению с 2017 годом. Между моделями первой тройки разница составила буквально несколько проданных машин. Лидерство досталось Mercedes-Benz Е-Класс (48 машин с ростом +4%), популярность BMW 5 Серии снизилась по сравнению с 2017-м на 58% (46 машин), а третью строчку занял новый на нашем рынке седан Lifan Murman (43 машины).
Доля коммерческих автомобилей составила 7,6% от общего числа проданных машин, что эквивалентно 4 018 экземплярам. Здесь бесспорное лидерство принадлежит сегменту малотоннажных автомобилей – 3 208 проданных машин и рост +31%. В лидерах класса: GAZ Next (1 145 шт., +66%), GAZ Gazel (569 шт., +4%) и Renault Master (295 шт., -22%).
Что же касается прогнозов на будущий год, то представители БАА вновь осторожно говорят относительно перспектив роста. Эксперты отмечают, что на положительную динамику рынка в 2018 году сыграл сразу комплекс факторов. На сохранение их влияния можно рассчитывать и в 2019 году, однако стоит учитывать и девальвационные ожидания.
И касается это, прежде всего, российского рубля, ведь из общего числа в 52 835 проданных новых автомобилей на нашем рынке, российской сборки оказались 42 934 машины. Поэтому ухудшение дел в соседней экономике отразится на цене импортируемых к нам автомобилей.
Еще одним важным фактором в 2018 году был отложенный спрос. Есть основания полагать, что многие из тех, кто хотели приобрести новый автомобиль в 2017 году, но не могли из-за отсутствия наличных средств, в прошедшем году воспользовались новыми программами финансирования покупок.
Однако стоит еще учесть и уровень автомобилизации в стране. Так, вопреки расхожему мнению, белорусов едва ли можно считать лидерами в регионе по этому показателю – на тысячу жителей нашей страны приходится только 5 автомобилей. В соседних России и Польше такое количество составляет, соответственно, 10 и 13 автомобилей. На развитых европейских рынках уровень автомобилизации превышает 30 машин на тысячу жителей, так что нам есть куда расти.
Впрочем, рост продаж в декабре 2018 года по сравнению с ноябрем составил лишь примерно 10%, в то время как в 2017 году этот показатель достиг 40%. По мнению Сергея Михневича, эти цифры также могут свидетельствовать о том, что темпы удовлетворения спроса на новые автомобили пока опережают темпы роста доходов населения, что, в свою очередь, может привести к значительному замедлению прироста темпов реализации новых машин в 2019 году.