Моторшоу-2024
Фото: Андрей Казакевич

После 10-летнего перерыва Минску вернули Моторшоу. Выставка проходила с 2 по 6 октября в футбольном манеже на Победителей. Тенденция осталась прежней – все горячие новинки исключительно из Поднебесной. Зато наметилась хорошая тенденция появления официальных поставок автомобилей на чистой энергии.

Пока рано говорить, станет ли Моторшоу-2024 опять ежегодным автомобильным событием, но по ощущениям первых дней нынешнее событие получилось задорнее проходившего годом ранее «АвтоЭкспо» (то была попытка возродить Моторшоу в несколько ином формате).

В нынешнем Моторшоу приняли участие 38 брендов легковых авто и еще 7 брендов коммерческой техники, которые в сумме представили более 150 моделей. В целом же Моторшоу-2024 запомнится гостям выставки абсолютным доминированием китайских марок, яркими новинками электрокаров и полноценным участием в мероприятии так называемых «серых» дилеров.

Разворот рынка на восток придал им неплохой импульс для развития в последние пару лет и теперь они наравне с «официалами» принимают участие в Моторшоу, чего раньше не было. Собственно, благодаря компаниям, поставляющим новые авто на наш рынок по параллельному импорту, посетители выставки смогли лицезреть актуальные модели таких брендов как Tesla, Zeekr, LiXiang, BYD, Xiaomi, Honda, MG и не только.


Рост рынка уже превысил прогнозные показатели

В рамках Моторшоу состоялась традиционная пресс-конференция Белорусской автомобильной ассоциации, представители которой сообщили, что по итогам 8 месяцев продажи только официальными дилерами и импортерами, входящими в БАА, перешагнули за 27 тысяч автомобилей. Такой уровень эксперты ожидали лишь к концу года. Это больше, чем за два предыдущих года вместе взятых! Доля китайских брендов выросла с 55% в прошлом году до 75% – в текущем.

Из общего количества проданных с начала года авто более 13 тысяч были реализованы за летние месяцы, которые обычно отличались затишьем в плане покупательской активности. Но привычные вещи менялись не только в этом плане. В 2024-м бешеными темпами ускорился рост рыночной доли авто на электротяге: по состоянию на конец сентября только официальными представителями было продано 1635 электромобилей и последовательных гибридов (для сравнения: в 2023 их было всего 421), но ни для кого не секрет, что основной вклад в общее дело вносят те самые «серые» дилеры, ведь львиная доля «электричек» поставляется в Беларусь как раз по параллельному импорту.

Таким образом, если брать в расчет только цифры официальных продаж, доля рынка электромобилей на сегодня составляет 5,86%. И если в 2023-м парк электромобилей в нашей стране, согласно официальной статистике регистраций транспорта, составлял 10 тысяч единиц, то к концу 2024-го эта цифра может вырасти вдвое, а если темпы роста сохранятся, то к 2027-му году показатель может дойти до 100 тысяч.


Премьеры Моторшоу-2024

Их было немного, но все интересные. Самые эффектные премьеры прошли на стендах Geely и Dongfeng, Jetour показал широкой публике компактный кроссовер X50, сразу несколько новых моделей специально для выставки привезла компания Chery. Похвастался обновлениями и Haval, а Exeed показал RX с новой 8-диапазонным автоматом. Но обо всем по порядку…


Электрический седан Е-класса Geely E8

У кого точно все замечательно, так это у Geely: только за прошедший год он продал в нашей стране 14 тысяч новых авто – и спрос явно не был удовлетворен, судя по очередям на отдельные модели. В 2024-м увеличилось количество авто, производимых на заводе «БелДжи», и как итог – с начала года своих новых владельцев нашли уже 17 тысяч авто. Сейчас, по словам гендиректора завода Геннадия Свидерского, производственные мощности предприятия позволяют производить 20 автомобилей в час.

Конкуренция растет, рынок переживает бум на «электрички» и Geely не остается в стороне. В планах на ближайшее время – увеличить количество точек реализации, запустить в продажу седан Belgee S50 (он же Geely Emgrand) на метане, также завод планирует работать над производством электрических и гибридных моделей. А пока почтенной публике торжественно представили электрический седан Geely E8, продажи которого в Беларуси стартуют с середины октября текущего года.

Интересное решение Galaxy E8 – глухая решетка радиатора, представляющая собой матрицу со 158 светодиодами.

Разработкой и производством электромобилей в компании Geely занимается подразделение Galaxy. Появление нового суббренда ознаменовало новую веху в развитии автомобилестроения с новой энергетической стратегией. Сейчас под маркой Galaxy, помимо E8, выпускаются кроссоверы L7 и Е5, седан L6 и хетчбэк Xingyuan.

В плане дизайна Geely E8 впечатляет: здесь реализованы все современные тренды – и безрамочные стекла дверей, и выдвижные ручки, и огромная панорамная крыша площадью 1,4 кв.м.

Geely E8 базируется на модульной платформе SEA, которую автомобиль делит с такими брендами как Zeekr, Polestar и Volvo. Его длина составляет 5010 мм, колесная база – 2925 мм, клиренс – 143 мм без нагрузки, при этом коэффициент аэродинамического сопротивления кузова всего – 0,199.

На белорусском рынке E8 предложен в двух версиях. Стандартная –мощностью 268 л.с. с максимальным крутящим моментом 343 Нм, задним приводом и LFP батареей емкостью 76 кВт·ч. Она разгоняется до «сотни» за 5,95 секунд и может проехать на одном заряде до 665 км по циклу CLTC. Такой вариант в комплектации Luxury обойдется в 106 900 рублей.

Также седан E8 предложен в топовой и уже полноприводной версии Flagship. Она укомплектована двумя электромоторами суммарной мощностью, эквивалентной 637 л.с. и крутящим моментом 710 Нм с тяговой батареей емкостью 75,6 кВт·ч. Динамика еще более впечатляющая – всего 3,49 секунд до 100 км/ч. Заявленная дальнобойность полноприводной версии составляет 620 км по методике CLTC. Цена версии Flagship – 119 900 рублей.

Плавные линии кузова нашли продолжение и в интерьере – он очень спокойный, уравновешенный и с массой отсылок к космической эстетике.

Первое, что привлекает внимание – это без преувеличения огромный дисплей мультимедиа диагональю 45 дюймов и разрешением 8К, объединивший под одним стеклом и приборную панель, и центральный экран, и «телевизор» переднего пассажира. E8 стал одним из первых электрокаров, получивших платформу Qualcomm Snapdragon 8295 четвертого поколения в составе мультимедиа, работающей на программном обеспечении Geely Galaxy N-OS.

Как и положено современному Е-классу, оснащение Geely E8 покорит даже самых взыскательных автолюбителей. Кузов автомобиля буквально нашпигован датчиками: 10 камер, 12 радаров миллиметрового диапазона, лидар и даже встроенный видеорегистратор. Дистанционный запуск, адаптивный круиз-контроль, подогрев, массаж и вентиляция сидений, электропривод багажника, полный набор систем безопасности и электронных ассистентов – это лишь малая часть комплектации базовой версии.

Также на стенде Geely можно было увидеть первый электромобиль белорусского производства – Belgee еX50, созданный на базе топливного Belgee X50. На прототипе белорусской «электрички» уже успели покататься многие журналисты, однако на конвейер автомобиль пока так и не стал, и цена его тоже пока неизвестна. Как заявляется, номинальная мощность электрического SUV составляет 80 кВт (109 л.с.), максимальная – 120 кВт (163 л.с.), крутящий момент – 300 Нм. Двигатель питает литий-ионная батарея емкостью 65 кВт⋅ч, запас хода на одном полном заряде – 400 км.

Электрическую силовую установку Belgee еX50 разработал Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси, также ранее создатели первой белорусской «электрички» сообщали, что в перспективе будет возможность заменять элементы батареи частями, а не всю целиком – и это будет одним из преимуществ электрокара отечественного производства.


Электрический лифтбек от Dongfeng – eπ 007

Вслед за Е8 на стенде официального импортера Dongfeng в Беларуси прошла презентация электрического лифтбека eπ007. Оригинальное название eπ («И-пай») новой электрической линейки концерна Dongfeng символизирует электрон, который является простейшей единицей электричества и научный дух открытия. За свой яркий и привлекательный дизайн этот автомобиль уже успел получить престижную международную награду Red Dot 2024.

Лифтбек eπ007 также получил все атрибуты современного электрического премиума – безрамочные стекла, выдвижные ручки, огромную панорамную двуслойную крышу площадью 1,82 кв.м., которая снаружи почти бесшовно переходит в крышку багажника, и сложную светотехнику LED с несколькими режимами внешней анимации. Кроме того, автомобиль имеет активное антикрыло, причем не только для красоты. При включении режима Sport оно поднимается и опускается в зависимости от скорости движения, увеличивая прижимную силу на заднюю ось для улучшения управляемости.

eπ007 создан на собственной платформе производителя Dongfeng Quantum. В стандартное оснащение модели входит пакет из 8 подушек безопасности, а 71,5% кузова выполнено из высокопрочной стали.

Фишкой модели могли стать подъемные передние двери, которые доступны на новом eπ 007, но для нашего рынка такая опция пока недоступна. Зато доступны другие фишки, такие как двусторонняя приборная панель, которая при включении спорт-режима меняет стандартный экран 8,8" панели приборов на другой, с графикой в гоночном стиле.

Расход электроэнергии варьируется в зависимости от мощности силовой установки от 11,9 до 14,9 кВт*ч / 100 км. Время быстрой зарядки батареи от 30% до 80% занимает всего 26 минут.

На сайте импортера в наличии предложены пока две версии, обе электрические и заднеприводные, а вообще были заявлены четыре, включая последовательный гибрид с технологией EVR и запасом хода до 1200 км, а также чисто электрическая версия с полным приводом 4WD Pro. Уже сегодня можно купить версию EV 530 Air мощностью, эквивалентной 218 л.с. с батареей емкостью 56,83 кВт·ч и запасом хода 530 км по методике CLTC по цене 85 500 рублей. Версия EV 620 Air мощностью 272 л.с. с батареей на 70,26 кВт·ч имеет заявленный запас хода 620 км и стоит 89 000 рублей.

Все версии eπ007 имеют более 20 современных ассистентов вождения, включая адаптивный круиз-контроль ACC Stop & Go, систему удержания в полосе движения ассистенты движения в пробке и по шоссе. Кроме того, в список входят мастер сценариев SOA с 123 вариантами индивидуализации и специальными режимами Relax, Media и Racing, функция распознавания лиц Face ID, 15,6" ULTRA HD экран мультимедиа, система автоматической парковки, электропривод двери багажника, аудиосистема премиум-класса WANOS с 20 динамиками, включая персональные динамики в подголовнике сиденья водителя.

Также на стенде можно было лицезреть и другие модели концерна Dongfeng, ставшие весьма успешными в Беларуси. Незадолго до eπ007 импортер с размахом презентовал 200-сильный кроссовер Mage – прямого конкурента Geely Atlas, причем по цене ниже, чем Geely – 88 200 рублей.

А за пару месяцев до Mage состоялась белорусская премьера дизайнерского хэтчбека на электротяге Dongfeng Box, который также неплохо стартовал, в том числе благодаря самой доступной цене среди всех официально продаваемых автомобилей – от 49 900 рублей.

Активно интересовались участники выставки и хитом продаж – электрокроссовером Voyah Free. Эта модель вполне может стать самой продаваемой в сегменте премиальных кроссоверов по итогам года.

Брутальному M-Hero 917 досталось меньше славы, потому что автомобиль нишевый, люксовый и дорогой, но спрос на него также достаточно неплохой – даже просто посидеть в этом монструозном автомобиле, который может двигаться по диагонали и преодолевать брод почти в метр глубиной, очень интересно.


Новинки бренда Chery: смотреть можно, купить пока нельзя

Импортер марки Chery показал новинки, которые в перспективе могут появиться в салонах. К концу 2024 года должен прибыть седан Arrizo 6 во флит-версии с 1,5-литровым атмосферным двигателем мощностью 113 л.с. и вариатором CVT 18. Пока известно лишь о комплектации Comfort, в которую будут включены подогрев передних сидений, круиз-контроль, камера заднего вида, бесключевой запуск и допуск, кондиционер с дефлекторами для второго ряда, USB-разъемы спереди и сзади, электронные системы пассивной безопасности и др.

На стенде также была представлена улучшенная версия седана – Arrizo 6 Pro с турбированным 147-сильным двигателем и вариатором CVT25. В нем будут доступны «теплые» опции (подогрев всех сидений, руля и лобового стекла), 10,25-дюймовый сенсорный экран мультимедиа, бесключевой доступ и дистанционный запуск, система кругового обзора, электронные ассистенты, LED-оптика и другое оснащение.

Нестандартный вариант электромобиля на Моторшоу также показала Chery. Речь идет о трехдверном и четырехместном ситикаре eQ1, очень похожем по формату на Toyota IQ. Этот экземпляр был выставлен скорее для изучения спроса на модель, и если он будет, этот малыш может появиться в продаже уже в 2025 году. Автомобиль имеет легкий алюминиевый кузов и весит до 1000 кг, батарея в нем ожидаемо также небольшая, но запас хода обещан на уровне 300 км на одной зарядке.

Также пока только посмотреть на выставке можно было iCAR03, хотя перспектив на продажу у этого брутального красавца куда больше, чем у EQ1. По параллельному импорту модель уже возят в Беларусь, но хотелось бы, чтобы начали продавать и официально.

iCAR03 – это электрический внедорожник и первая модель отдельного суббренда Chery, представленного в 2013 году. Цифра в названии означает класс – тройка в данном случае указывает на принадлежность к C-сегменту. iCAR03 хоть и компактный кроссовер, но у него брутальный угловатый дизайн и неплохие внедорожные возможности: стойки McPherson спереди и независимая подвеска сзади, дорожный просвет – 200 мм, углы въезда и съезда составляют 25 и 29 градусов соответственно.

На центральной консоли разместился экран мультимедийной системы диагональю 15,6 дюйма. Акустическая система с 12 динамиками!

Габариты iCAR03 – 4342 х 1930 х 1741 мм, колесная база – 2715 мм. Известно, что мощность полноприводной версии составляет 279 л.с., запас хода – 421 км по циклу NEDC, батарея – литий-железо-фосфатная (CATL) емкостью – 69,77 кВт·ч. Батарея имеет жидкостное охлаждение.

На стенде бренда засветился и обновленный Chery Tiggo 7 Pro Max, переживший фейслифтинг. «Косметические процедуры» освежили экстерьер новой передней бамперной группой с более выразительной формой воздухозаборника, решетка радиатора отныне украшена хромированными «точками».

Кроссовер предложен с 1,6-литровым бензиновым турбомотором, выдающим 150 л.с. мощности, и 7-ступенчатым «роботом». Ориентировочное время начала продаж в Беларуси – конец текущего или начало следующего года.


HAVAL – время внедорожников

Haval среди прочего показал на Моторшоу две своих новых модели – кроссовер F7 второго поколения и полноприводный внедорожник H9.

О премьере Haval F7 New в Беларуси мы уже писали. По сравнению с предыдущим поколением кроссовер прибавил в габаритах и стал более внушительным. Покупателям предложены две версии – с 1,5-литровым 150-сильным турбомотором и передним приводом и 2-литровым 192-сильным двигателем с подключаемым полным приводом.

Автомобиль получил новый интерьер, в котором центральная консоль получила физические клавиши, по которым так тоскуют «олды». Слегка повернутый к водителю дисплей мультимедиа теперь интегрирован с экраном цифровой приборной панели. Так же появился проекционный дисплей, дублирующий на лобовое стекло не только показания скорости, но и подсказки системы навигации.

Обе версии оснащаются 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с двойным «мокрым» сцеплением. Всего к покупке доступны пять комплектаций – две моноприводных по цене 79 300 и 86 400 рублей и три полноприводных за 92 700, 99 700 и 107 000 рублей.

Haval H9 прибыл на выставку эксклюзивом. На стенде был представлен 7-местный внедорожник с 2-литровым бензиновым с турбомотором двигателем мощностью 218 л.с. и крутящим моментом 380 Нм. В комплектации Premium – пока это единственная модификация, представленная официально на белорусском рынке, стоимостью 184 600 рублей.

Она агрегатируется с 8-ступенчатым гидромеханическим автоматом с возможностью ручного управления. Из примечательного – двойное остекление (лобовое и передние двери) для комплектации Premium, трехзонный климат-контроль, большой мультимедийный дисплей с диагональю 14.6” и приборная панель c диагональю 10.25”, регулировки заднего дивана в продольном направлении и по углу наклона спинки, зимний пакет и обилие электронных помощников.

Сейчас в актуальном модельном ряду Haval представлены 8 автомобилей, включая рестайлинговый Jolion, продажи которого начались недавно. Приобрести самую продаваемую модель бренда Haval можно по цене от 63 900 рублей за моноприводную версию и от 81 200 рублей за полноприводный кроссовер.


JETOUR: новый Х50

На Моторшоу-2024, также торжественно скинули покрывало с нового кроссовера в модельном ряду Jetour. В сентябре только начался прием предзаказов на эту компактную модель и озвучили цены, но широкой публике ее показали только на выставке.

5-местный SUV В-класса Jetour X50 пополнил сегмент доступных новых автомобилей для прогрессивных горожан. Самый компактный кроссовер позиционируется производителем, как альтернатива Geely Coolray и Chery Tiggo 4 Pro. Подстать им получился и интерьер X50, которой по уровню отделочных материалов близок к старшим моделям марки.

Официальный импортер Jetour предлагает три версии: одна с бензиновым 1,5 MPI мощностью 113 л.с. и крутящим моментом 138 Нм на «механике» за 68 900 рублей и две с таким же двигателем, но с коробкой 6DCT в комплектации Elite и Luxury за 74 900 и 76 900 соответственно. О премьере Jetour X50 мы также недавно писали подробно.

Из любопытного на стенде Jetour вместе с другими полюбившимися белорусам моделями было выделено специальное место для демонстрации оригинальных туристических аксессуаров к Jetour T2 в ярко оранжевом и песочном цвете. В прочем, в цветовой палитре данного кроссовера есть еще сочный лаймовый цвет и модный нынче матовый серый металлик.

Эта модель до сих пор пользуется большим спросом, в том числе и в качестве удобного авто для путешествий. И сейчас Т2 можно дополнительно укомплектовать экспедиционным багажником, палаткой на крышу, навесом, лестницей, боковым боксом и другими качественными брендированными аксессуарами от производителя.


EXEED показал обновленное кросс-купе RX с 8АКПП Aisin

Новых моделей у Exeed, «припрятанных» специально к Моторшоу, не оказалось, зато внимание к себе приковал 249-сильный RX, который получил новую 8-диапазонную автоматическую трансмиссию Aisin. Вместе с новой коробкой кросс-купе получило новые колесные диски, более широкий выбор цветов кузова и дополнительный вариант исполнения интерьера – стильное сочетание белого и кофейного цветов.

Также теперь можно купить купе-кроссовер с отделкой потолка светлой замшей. А еще новой версии Exeed RX 8AT досталось кресло водителя с функцией массажа, рулевая колонка с электрорегулировками по вылету и углу наклона, а также подсветка для ног.

Новая версия Exeed RX Flagship получила уникальную для линейки систему автоматической парковки с ассистентом движения задним ходом, также обновление коснулось и работы проекционного дисплея. Подробнее об улучшениях можно прочитать здесь


Коммерческая техника МАЗ

Участие в Моторшоу приняли несколько брендов коммерческой техники. На выставке были представлены как новые, так и уже зарекомендовавшие себя бренды. Не остался в стороне и МАЗ.

Сегодня в легкой коммерческой линейке белорусского производителя предложены три модели – шасси МАЗ Купава, пассажирский микроавтобус МАЗ 281040 на 15 пассажирских мест и грузовой цельнометаллический фургон МАЗ 365022-520-020 с объемом грузового отсека до 12,3 м3. Все автомобили оснащены 2,7-литровым дизельным двигателем и 6-ступенчатой «механикой».


Моторшоу уже не то?!

В дни проведения Моторшоу-2024 можно было услышать о выставке разное: кто-то доволен представленным разнообразием современных электромобилей, кто-то разочарован отсутствием привычных европейских брендов. Но стоит признать, что тенденция прихода на наш рынок официально поставляемых электромобилей наметилась и скорее всего выставка в следующем году это нам подтвердит.

Моторшоу во все времена было событием, отражающим происходящее на автомобильном рынке. В текущем моменте рынок – такой, какой есть, но самое важное, что он оправился от потрясений и стабильно растет, несмотря ни на что. И именно тенденция роста внушает оптимизм и показывает направления, в которых он будет развиваться.